Город

В будущее – «рельсов нет»

18 октября
То, что старики будут до последнего поэтизировать трамвай, – понятно. Они прыгали на подножки студентами, а вечерами катали в трамваях любимых девушек. И то, что молодые будут трамваи ругать, – тоже понятно. Им мешают ездить по городским улицам огромные вагоны и уродующие асфальт рельсы. Точно так же многим не нравятся дворы-колодцы, но никто не будет спорить с тем, что и дворы, и трамвай, и «довлатовские» рюмочные – это то, без чего невозможно представить себе Петербург и понять его жителей.

Треть путей демонтирована
Сегодня в Петербурге сохранились лишь 38 трамвайных маршрутов. В шести трамвайных парках обслуживается 826 вагонов. Несмотря на активный демонтаж трамвайных путей в последние годы, их протяженность все еще составляет 500 километров – и это четвертое место среди городов мира. Маршрутная сеть делится на три части, которые соприкасаются только на конечных станциях либо соединены служебными линиями. Одна из них охватывает Кировский и Красносельский районы, вторая начинается на Лиговке и уходит в Московский район и Купчино, а самая густая сетка покрыла Васильевский остров, Петроградку и весь север города – вплоть до проспекта Большевиков.
За последние пять лет в Петербурге демонтировано около 200 километров путей – около трети их былой общей протяженности. Расформированы четыре из десяти трамвайных парков, да и оставшиеся скорее мертвы, чем живы. Например, трамвайный парк им. Леонова, занимавший огромную территорию в центре Васильевского острова, де-факто прекратил свое существование 15 января 2007 года. Ныне протяженность трамвая маршрута № 40 составляет 19 километров. Но старожилы на это только презрительно кивают: в начале 1960-х 36-й трамвай ходил на 45 километров!
В Петербурге существовала традиция зажигать особенные сочетания маршрутных огней, чтобы ожидающие на остановке граждане издалека видели их, когда темно и дождь. В 2006 году здравую идею возобновили. На петербургских трамваях используются пять цветов: белый, синий, зеленый, оранжевый и красный.

Пришлось возвращать кондукторов
С момента появления трамвая дети в сопровождении взрослых ездили бесплатно. Правда, всегда возникали споры, каких детей считать маленькими. В императорском Петербурге для этого на входе делались отметки на высоте одного метра. Отсюда возникло выражение «метр с кепкой» – это если ушлый родитель начинал доказывать, что ребенок меньше метра, а над отметкой выпирает головной убор.
Социалистическая сознательность граждан позволила в 1958 году заменить кондуктора специальными кассами, куда опускались монеты, а билет отрывался самостоятельно. В любом вагоне всегда хватало людей, которые брали на себя функции народного контролера: мол, покажите, товарищ, ваш билетик? А сколько вы монеток в кассу бросили? А в морду не желаете за это получить? Даже когда кассы сменились на талоны со специальным компостером, находились желающие посмотреть, что вы там пробиваете. Не кусок ли туалетной бумаги?
Вероятно, многие пожилые люди сегодня тоскуют по тем временам. В 1996 году пришлось снова вводить кондукторов: уровень сознательности катастрофически упал, а за приставания к незнакомому человеку можно было запросто схлопотать по ушам. И хорошо, если не ножом.
Массовым явлением в Ленинграде были грузовые трамваи. Был создан специализированный парк им. Красуцкого, ставший домом для сотни моторных вагонов и такого же числа прицепных платформ. Многие промышленные предприятия города-героя находились тогда в дельте Невы, и к ним трудно было подвести железнодорожные пути. Не будешь же строить железнодорожные мосты на Петроградку и Васильевский. Существовали пять трамвайно-железнодорожных гейтов, где продукция перегружалась с трамваев на платформы. Сегодня сохранился только один гейт – на территории Петербургского трамвайно-механического завода. Чудом уцелели шесть пересечений трамвайных путей с заводскими железнодорожными: например, пересечение с веткой Балтийского завода на Косой линии существует с 1928 года.

Перспективы – невеселые…
Трамвай и автомобилисты всегда мешали друг другу. Любой владелец «Жигулей» в брежневскую эпоху знатно матерился, разбивая себе подвеску о выступающие рельсы. Сегодня он отомщен: автомобилисты выиграли битву. Хотя ПДД дают трамваю преимущество при движении, неповоротливый общественный транспорт может подолгу смотреть на перекрестке, как автомобили подрезают его, поворачивая с трамвайных рельсов. И даже ушлые гаишники его не защищают: слишком много сегодня машин, слишком мало трамваев.
Принятая в прошлом году «Программа развития наземного электрического транспорта в Санкт-Петербурге на период до 2012 года» оговаривает новые сокращения трамвайных путей, а новая трасса будет построена всего одна – от станции «Ладожская» до Новочеркасского проспекта. Хотя в мае 2008 года было заявлено, что объемы перевозок должны будут вырасти на треть, это представляется маловероятным. Ведь уже потерпели крах планы строительства нового трампарка на Индустриальном проспекте, а также организации маршрутов трамваев с ускоренным движением. Наоборот, на Лиговском проспекте от Кузнечного переулка до площади Восстания вместо ускоренного движения трамвайные рельсы демонтировали. Не будет восстановлено и движение трамваев по Благовещенскому мосту – на эту тему предельно ясно высказалась губернатор Валентина Матвиенко.
Перспективы у петербургского трамвая невеселые. Ожидается, что с началом ремонта проспекта Добролюбова там исчезнут трамвайные пути. А значит, и движение по Тучкову мосту на Васильевский остров тоже придется прекратить. Содержать трамвай как средство движения внутри острова – дорого и неэффективно. Значит, конец трамваю на всем Васильевском? Об этом давно мечтают инвесторы, чтобы завладеть территорией кольца на углу улиц Наличной и Кораблестроителей. В 2009 году планируется закрыть трампарк № 1 на Московском проспекте. Есть идея убрать рельсы с моста Александра Невского. Из плюсов: строители района Юнтолово собираются провести туда линию высокоскоростного трамвая. Но это все нескоро и неконкретно.
Трамвай давно перестал быть приоритетом для чиновников, что видно из их же речей. В 2007 году председатель комитета по транспорту Александр Дацюк собирался ремонтировать трамвайные рельсы на Комендантском проспекте, а директор ГУП «Горэлектротранс» Михаил Мочалов – вводить скоростные линии на Ланском шоссе. Хотя ни там, ни там трамвайных путей никогда не было. В 2007 году случился скандал с укладкой трамвайных рельсов на Среднем проспекте: ширина колеи кое-где отличалась от норматива на 14 миллиметров, а стыки между рельсами сварены некачественно. А при реконструкции Лиговского проспекта пути укладывали в авральном режиме с нарушением технологии. Поскольку никаких последствий для виновных не наступило, защитники трамваев сделали вывод: специально плохо сделали, чтобы потом легче было убрать.
Скорее всего, петербургский трамвай останется для транспортного сообщения только на городских окраинах. А в центре города превратится в лубочную забаву для туристов и сохранится на паре коротких выставочных линий.
Юрий Антонов
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.37
0.103 (0.11%)
Курс Евро
99.53
0.176 (-0.18%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+10
Умеренный дождь
30 мартa
суббота
+8
Умеренный дождь
31 мартa
воскресенье
+8
Облачно