Культура

В ПРИСУТСТВИИ КЛАССИКА

26 июня
Программа пребывания Тадеуша Ружевича была до предела насыщенной и разнообразной. Здесь была и встреча в Театре имени Ленсовета, где в начале 90-х годов шла его пьеса "Западня", встречи с петербургскими литераторами в редакции журнала "Звезда". Но, конечно, центральной стала встреча в самом польском консульстве, которая состоялась в рамках уже традиционного музыкально-поэтического салона. Первое отделение составили сочинения петербургского композитора Игоря Мациевского, вдохновленного поэзией пана Тадеуша. Здесь блистали: хор "Лауда", сопрано Вера Волостных и баритон Александр Никифоров. О парадоксальности поэтического взгляда польского гостя на окружающую действительность напомнила присутствующим композиция по поэме Ружевича "Беспрестанное опускание, или О вертикальных и горизонтальных перемещениях в жизни современного человека", исполненная молодыми артистами Театра имени Ленсовета. На десерт Юлия Ауг прочла несколько стихотворений польских поэтов, посвященных своему коллеге.
Все с нетерпением ждали выступления самого Тадеуша Ружевича, человека парадоксальной мысли, поэта острой образности и удивительно пристального взгляда на проблемы современной цивилизации. Его биография - это суть целого поколения поляков, чья юность была отмечена трагизмом Второй мировой войны и оккупацией Родины. В стихотворении "Из биографии" Ружевич однажды написал:
Год рождения
место рождения
Радомско 1921
так
на этом листке
из школьной тетради сына
выглядит моя биография.
Пан Тадеуш сражался против фашистов в Армии Крайовой (той самой, которую не любили в Советском Союзе, потому что ее поддерживало польское эмигрантское правительство в Лондоне). После войны Ружевич изучал историю искусств в Краковском университете. Его первая книга стихов с характерным названием "Беспокойство" вышла в свет в 1947 году. Потом была слава лидера польской поэзии, когда слово, неподчиненное цензуре и идеологии, несло в себе неуспокоенность тем порядком вещей, которые навязывали Польше силы извне. При этом Ружевичу удавалось оставаться не запрещенным, а разрешенным и публикующимся автором. Его стихи печатаются в Польше и по всему свету, его пьесы ставятся в Европе, США, Канаде, Южной Америке и - даже - в СССР. Все это вместилось в судьбу человека, в облике которого не было ничего "бронзового" и "классического".
После творческой части вечера в свою честь Тадеуш Ружевич взял слово и произнес взволнованную речь, посвященную России и Петербургу. Он вспоминал своих друзей-литераторов: Окуджаву, Слуцкого, Высоцкого. Как и все поляки, представители интеллектуальной элиты, Ружевич не мог не вспомнить и Федора Михайловича Достоевского. Так, на вечере возникла тень Родиона Романовича Раскольникова, которого, по словам поэта, он хотел бы встретить в качестве литературного персонажа в городе, где жил и творил Достоевский. Он мечтал много лет вновь пройтись по этим улицам и площадям, по местам, которые так ярко описаны в его книгах. И эта мечта на склоне лет осуществилась. "Я сегодня счастлив не только потому, что оказался в городе моей мечты, - признался растроганный поэт, - но еще и потому, что увидел, как реально оживает моя поэзия здесь, в России". Естественно, что речь классика была встречена искренними и теплыми аплодисментами, которые тронули этого невысокого скромного человека еще больше. Он постоянно оглядывался вокруг со смущением, словно пытаясь осознать значимость происходящего. Событие действительно было значимым, описываемым одной фразой: Тадеуш Ружевич в Петербурге.
СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.25
0.189 (-0.2%)
Курс Евро
99.36
0.215 (-0.22%)
Погода
Сегодня,
23 апреля
вторник
+5
Слабый дождь
24 апреля
среда
+6
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь