Культура

«В «Дураке» сказано всё, что меня тревожит»

26 июня

 

Молодой режиссёр Юрий Быков в своём новом фильме показал квинтэссенцию состояния общества

В историю главного отечественного кинофестиваля «Кинотавр» среди многих славных имён вписана также практически вся фильмография молодого режиссёра Юрия Быкова.

В 2009 году его первая картина «Начальник» выиграла на этом смотре конкурс короткометражных фильмов. Позже в основном конкурсе принимали участие его полнометражные фильмы «Жить» и «Майор». В год 25-летнего юбилея «Кинотавра» жюри под руководством Андрея Звягинцева отметило его новый фильм «Дурак».

– Юрий, жюри «Кинотавра» наградило вас за лучший сценарий. Как «Дурак» появился на свет?

– Это камерная картина, диалоговая. Честно говоря, хотелось попробовать сделать фильм, в котором не то чтобы нет жанровой составляющей, но принципиально нет никаких реверансов в сторону развлекательности. Чтобы освободить себя вообще от любых приманок, которые якобы помогают заполучить молодого зрителя, выйти на большой экран и так далее. Сценарий я даже писал больше как пьесу. В традициях социальной драмы. Думал, что, если не удастся с фильмом запуститься, поставлю её в театре. Там всё на диалогах, упор на артистов. «Дурака» я написал достаточно быстро. Было так. Я поехал домой, увидел в своём городе, что несколько зданий находится на грани полного разрушения. От этих впечатлений родилась мысль, что это и есть квинтэссенция состояния общества. Для меня фраза «Дом падает», которую постоянно произносит главный герой, когда бегает, кричит, что-то доказывает разным инстанциям, пытаясь спасти людей, и есть метафора всей картины. Износ старых ценностей, прежнего положения вещей, когда всё разрушено, запущено, об этом в простых словах всё сказано предельно ясно и лаконично.

– Герою, простому слесарю, обнаружившему, что общежитие, в котором живут более 800 человек, вот-вот рухнет, в поисках справедливости приходится столкнуться с городской властью. Вам хотелось обрисовать её в традициях гоголевского «Ревизора»?

– Может, было бы и хорошо попасть в эту стилистику, но всё-таки у нас от неё только отголоски. Играть «городничего и чиновников» у меня не было намерения. Саму ситуацию и людей, обладающих властью, распоряжающихся бюджетными деньгами, мы показываем без особых преувеличений, без карикатуры. Они такие и есть.

Ущербные, закомплексованные. С одной стороны, вроде бы многое решают, с другой – сами запутались и даже отчаялись. Допустим, персонаж, которого сыграл Сергей Арцыбашев. Он очень чётко показывает, как из хорошего хирурга получился плохой начальник больницы, которому приходится воровать, давать откаты, а выхода никакого он не видит. Мы снимали как раз про то, что эти люди у власти и сами уже не рады положению вещей, которое сложилось. За редким исключением. Есть человек, которого играет Юрий Цурило, такой серый кардинал, убеждённый, что надо брать, хапать как можно больше, чтобы «не жить червяком в навозе». Он, собственно, и есть самое большое воплощение зла в картине. А остальные, тот же мэр города – его сыграла Наталья Суркова, – заложники собственной глупости, того воодушевления и готовности, с которой они согласились стать частью системы. Запал постепенно весь вышел, осталось понимание, что они столкнулись с ситуацией, которую сами же и создали, а решить не могут, и деваться им некуда. Даже если удастся избежать тюрьмы и наказания, всё равно останешься подонком, виновником бед, несчастий, а то и гибели людей под завалами рухнувшего дома. Артисты очень точно все играют, на этих людей жалко и больно смотреть.

– Замысел фильма появился в родном городе Новомичуринске, а снимали в Туле. Почему?

– Случилась знаковая вещь. Когда мы возвращались с выбора натуры и ехали через Тулу, оператор увидел на холме дом, предложил посмотреть. Оказалось, общежитие. Вошли внутрь и увидели, что это тот самый дом, буквально из моего сценария. Трещина посреди лестничной площадки, потому что неправильно построили, и здание сползает. Был шок. Когда я писал, думал, что даже немного накручиваю, сгущаю, а тут это самая обыкновенная реальность.

– После жёсткого «Майора» и отчаянного «Дурака» вы приняли участие в альманахе «Ёлки», в котором реальность осознанно приукрашивается. Зачем?

– Во-первых, я очень благодарен продюсеру Тимуру Бекмамбетову за то, что он поддержал нашего «Майора», выпустил его в прокат. Поэтому, когда Тимур предложил снимать одну из исторических новелл новых «Ёлок», мне понравилось, что это короткая, внятная, костюмная история по рассказу Лескова. И для меня важно было, что Тимур согласился на участие моих друзей, хотелось проверить в деле свою команду, новых людей. Постпродакшн делал продюсер Александр Наас.

Это человек, который самоотверженно пропагандирует российское кино, без всякой поддержки, по своей инициативе и с великим трудом находя средства, делает фестиваль «Русская весна в Тунисе». Мы давно дружим, а сейчас заняты созданием своей студии. Когда я увидел «Горько!», я уже понял, что начинают выдвигаться новые лица в продюсерском деле. Это правильно. Должно происходить обновление.

В частности, Сашу я поддерживаю, потому что знаю, что главный его двигатель – это любовь к кино, творческая независимость, а не освоение бюджета. Очень важно говорить с продюсером на одном языке, иметь общие цели и задачи. Чтобы продюсер понимал и принимал творческий почерк режиссёра, стилистику, атмосферу. Известные продюсеры и молодые режиссёры в силу понятных причин находятся в отношениях «начальник и подчинённый». Другое дело, когда мы ровесники и общаемся на равных, можем спорить, предъявлять друг другу искренние претензии, иногда даже в жёсткой форме, но мы взаимно способны слышать и понимать. Ещё хочу сказать, что когда у меня возникли некоторые сомнения, не скажутся ли «Ёлки» на моём фестивальном авторитете, если так можно выразиться, то вдруг обнаружил, что у Бакура Бакурадзе есть своя производственная компания для ТНТ, для этого же развлекательного канала поработали Коля Хомерики, Боря Хлебников, многие другие. Оказывается, никто не гнушается из молодых фестивальных режиссёров связываться с коммерческим кинопроизводством. Меня будоражат многие темы, я готов кричать о том, что меня волнует, но становиться каким-то жертвенным отшельником ради своего искусства я не готов. Какие-то социальные обязательства у меня есть, семья, ответственность… А раз так, то я не исключаю для себя никаких коммерческих работ, если они, конечно, не противоречат моим принципам – гражданским и эстетическим.

– Сериал «Метод», съёмки которого 3 июля начнутся в Нижнем Новгороде, – чисто коммерческая работа?

– Большое везение, что судьба свела меня с Костей Хабенским, мы друг друга очень хорошо понимаем, чувствуем, у нас сразу возникли доверительные отношения. А сама работа над «Методом» мне интересна тем, что мы не делаем буквальной адаптации знаменитого американского сериала «Декстер». Да, это внятный перенос его коллизий на нашу почву, но, по сути, совсем новое прочтение, очень российское. Дело в том, что эстетическая, культурологическая основа у нас совершенно иная, нежели в Америке. А лично для меня такая большая, объёмная работа – творческий вызов, я ещё ни разу не выходил на долгую дистанцию, не снимал сериалов. А здесь будет 16 серий.

И у меня появилась возможность поработать с одним из лучших артистов в стране, которому досталась роль очень сложного человека – депрессивного, агрессивно настроенного к реальности, настоящего социопата. При всём этом главная тема – любовь. Для меня также крайне важен социальный подтекст всей истории. Мне интересно показать в каждой серии разные судьбы, истоки душевных заболеваний, отклонений, попытаться понять, почему так много психологических вывихов у людей.

– Есть планы, связанные с фильмами для большого экрана?

– После съёмок сериала, наверное, понадобится некая пауза, чтобы отдохнуть, собраться с мыслями, понять, куда двигаться дальше. «Дурак» уже сделан, в нём сказано всё, о чём я думаю, что тревожит меня в настоящий момент. Так что чисто социальное кино я на некоторое время оставлю, чтобы не давить, как говорится, на одну и ту же мозоль. Надо накопить некое жизненное высказывание, прежде чем вернуться к этой теме. Пока мне хочется заняться продюсерской деятельностью, стать совершенно самостоятельным автором, то есть продюсировать самого себя. Мне хочется проверить, смогу ли я быть полностью независимым. Если я это сумею, то обязательно буду помогать молодым режиссёрам, сценаристам. Я уже многое прошёл и хорошо понимаю, насколько важно бережно относиться к тем, кто свои выстраданные замыслы приносит в кино. Желание заботиться о других родилось, наверное, от нехватки заботы по отношению к себе и требует какого-то выхода. Надеюсь, смогу объединить группу людей, способных на серьёзные достижения.

 

Беседовала Ольга Галицкая. Фото ИТАР-ТАСС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+12
Ясно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь