Культура

«У нас на квадратный дециметр подлинников больше, чем в Лувре»

19 мартa
Предметы здесь самые разные – от проигрывателя, подаренного Ваном Клиберном в знак дружбы и уважения в 1958 году (когда пианист победил на I конкурсе Чайковского), до… оружия – автомата, врученного профессору Консерватории и участнице битвы за Ленинград Ольге Андреевой.
Инициатором создания музея в 1969 году была Эра Суреновна Барутчева – ныне профессор, заслуженный работник высшей школы. Рассказывать о том, как обустраивала музей, как собирала экспонаты, она может сутки напролет. «Я всю жизнь работала Шехерезадой», – шутит Эра Суреновна.
Тяжело ли было ей «пробить» наверху идею создания музея?
– Очень легко. Мне ясно сказали: денег нет. Если сумеете сделать его без денег – то вперед, – вспоминает музыковед.
Прежде здесь находился кабинет директора оперной студии. После того как его передали музею, женщине приходилось самой разбирать завалы ненужных бумаг и вещей, перетаскивать сюда экспонаты – рабочие манкировали, студентам в большинстве было некогда…
– Я всегда мечтала схватить историю за хвост, наколоть ее на булавку, потому что без нее нет памяти, – говорит Эра Суреновна.
Коллекция музея начиналась с уголка Римского-Корсакова. Часть предметов для него была собрана в Консерватории, что-то передали родственники. Правда, потом, когда появился мемориальный Музей-квартира Римского-Корсакова на Загородном проспекте, все экспонаты ушли туда. А основу коллекции Музея Консерватории составили предметы, связанные с жизнью и творчеством другого знаменитого композитора – Александра Глазунова. В частности, среди них есть стол композитора и его карта звездного неба (Александр Константинович у себя на даче в Озерках занимался астрономией).
– Очень многое я нашла в его сундуке, имевшем вид весьма непритязательный. Он стоял в чулане под лестницей, которая ведет из ректората, – сейчас этого места даже нет. Открываю – а там такие драгоценности: множество адресов, лент приветственных венков и фотографий! Все было пыльным, грязным, я отмывала, отстирывала…
Среди подарков Глазунову был обнаружен, в частности, рисунок Ильи Репина с дарственной надписью. Еще одним экспонатом Музея Консерватории стала статуэтка Чайковского, выполненная Ильей Гинзбургом с натуры (тут же фотография эпизода, как Чайковский – за год до смерти – позирует скульптору) и подаренная потом Александру Константиновичу.
– У нас на один квадратный дециметр приходится больше подлинников, чем в Лувре, – с гордостью говорит Эра Суреновна. – Вот смотрите, как мне повезло: я нашла камешек, а на нем написано: «В память закладки здания Санкт-Петербургской консерватории». Счастью моему не было границ, когда я отмывала с него чернила!
В общем, любой начинающий исследователь может обнаружить и обнаруживает (изучая экспонаты, студенты Эры Суреновны подготовили уже много интересных научных работ) в музее большое количество уникальной информации. Жаль только, что, помимо студентов-музыковедов, остальные не ценят богатство, которое у них под боком:
– У нас всем плохо интересуются, и музеем в том числе, – расстраивается создательница музея. – Так что хорошо его знают только те, кого я, как педагог, сюда привожу.
Коллекция продолжает пополняться и предметами сегодняшнего времени, правда, это в основном пригласительные билеты, афиши.
– Сейчас вещей очень мало дарят, все хотят продавать, а денег у музея как не было, так и нет, – говорит Эра Суреновна. – Мне повезло, что в 1960–1970-е люди работали просто так. Я сама доплачивала, приносила сюда вещи.
Впрочем, к идее попросить прямо сейчас какие-то вещи у нынешних профессоров Консерватории музейщики относятся с долей научного скепсиса:
– История – коварная штука. Об этом прекрасно говорил Альфред Шнитке. Когда ему сказали, что его музыка будет всегда звучать, он ответил: «Не знаю, это сейчас так кажется, а какая будет потребность у будущих поколений, мы не знаем».

Алина Циопа
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-1
20 апреля
суббота
+1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь