Страна и мир

Троянский конь для «Газпрома»

23 октября

Руководители Минэнерго РФ и «Газпрома» категорически отвергли предложение комиссара ЕС по энергетике Гюнтера Эттингера о создании некой европейской компании-посредника, которая покупала бы у России газ для Украины. И правильно сделали. Неспециалисту причины этого отказа могут быть не очень понятны. Действительно, казалось бы, чем плохо, если российский газ будет на границе с Украиной покупать какая-нибудь ответственная европейская компания? А как потом она взыщет деньги с «Нафтогаза» – её проблемы.

На самом деле это предложение – известный уже десятки веков троянский конь. Начну с мелочей: такого рода предложения не делаются внезапно. Они сначала негласно обсуждаются на уровне специалистов, проводятся взаимные консультации, и только если достигнуты принципиальные договорённости, о них сообщается на публике. В данном же случае господин Эттингер, не исключено, пытался захватить нашу делегацию на переговорах в Брюсселе врасплох, поймать её на слове – авось получится! Так серьёзные вещи не делаются.

Теперь по сути. В чём именно коварство предложения о посреднике? Во-первых, этот несостоявшийся посредник, подразумевается, покупал бы газ не по 385 долларов за 1000 кубометров – потому что это уже согласованная на всех уровнях цена для Украины, а потребовал бы для себя скидки. Не будет же компанию-газотрейдера финансировать бюджет ЕС. Значит, оплачивать её услуги должен был бы «Газпром». А зачем ему это нужно, если у него есть свои структуры для продажи газа за рубеж?

Во-вторых, по умолчанию считается, что этот посредник, в отличие от России, исправно получал бы платежи с Украины. Не исключено, что между ЕС и Украиной уже достигнуты на этот счёт договорённости. С одной стороны – дело хозяйское. Если Украина принципиально, например по политическим мотивам, не хочет платить деньги за газ России напрямую, а только через чужие руки, – это изменение схемы поставок. Но тогда почему об этом ни Украина, ни ЕС не сказали прямо, к чему были все эти встречи на высоком уровне, переговоры, соглашения с графиками погашения долгов, порядка платежей и прочим? Выходит, всё это было дымовой завесой?

Впрочем, всё это пусть неприятные, но мелочи. Все опасности «коня», которого нам пытаются подарить, в том, что «Газпром», не исключено, пытаются лишить возможности самостоятельно продавать свой газ в Европе. Варианта два: взяв в свои руки расчёты с Украиной, европосредник завтра скажет, что и остальные получатели в Европе хотят получать газ через него. Мол, им так будет спокойней. Разумеется, и на этот раз посредник потребует скидку – плату за свои услуги. Пройдёт ещё год, и этот скромный технический посредник объявит себя единственным монопольным покупателем российского газа для Европы. И сможет диктовать «Газпрому» закупочную цену – монопольно низкую. Ведь альтернативы-то не останется. В итоге «Газпром» сначала потеряет прибыль от торговли газом (а она не меньше, чем прибыль от добычи), а затем его вынудят продавать газ по себестоимости или даже ниже.

Возможен и другой сценарий с теми же последствиями. Первый эксперимент с посредником становится прецедентом. И все остальные покупатели газа, ссылаясь на этот прецедент, тоже потребуют права покупать газ на границе. В случае отказа «Газпром» втянут в сотни судебных процессов, притом что европейское правосудие, как правило, более благосклонно к своим компаниям, чем к российским.

Все эти варианты в «Газпроме» были заранее просчитаны, поэтому вероятность всех описанных мной выше сценариев стремится к нулю. Но при этом не исключаю, что отказ нашего руководства от варианта с европосредником будет преподнесён неискушённой общественности как доказательство нежелания «Газпрома» помочь бедной замерзающей Украине.


Сергей Сердюков, технический директор газопровода «Северный поток»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+7
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+8
Слабый дождь
31 мартa
воскресенье
+6
Облачно