Мнения и комментарии

Таможенная декларация

19 января

Вечером 2 января на таможенном пункте «Донецк», отделяющем российскую Ростовскую область от украинской Луганской, машин практически нет. Таможенник, явно заскучавший от отсутствия работы (в обычные дни ее у пограничников невпроворот), живо интересуется содержимым моего чемодана. В чемодане не оказывается ничего интересного, и таможня дает добро. Спустя пять минут – другая таможня. Украинская. Ее сотрудники даже не выходят из теплых помещений, продолжая живо обсуждать перипетии какого-то детективного сериала. Один из таможенников, оторвавшись от маленького экрана телевизора, протягивает мне для заполнения листок миграционной карты, заменяющей визу на Украину. Знакомый, встречавший меня на автомобиле, понимающе кивает, объясняя: ребята на российской таможне получают 20 тысяч рублей, то есть чуть больше 5 тысяч гривен, зарплата их украинских коллег – не больше 1000 гривен. А цены что в Ростовской области, что в Луганской – одинаковы, уточняет знакомый и протягивает авторучку. На ней белым по синему написано: «Янукович – наш президент-2010». До выборов на Украине остается три недели…

К нынешним выборам украинского президента в России повышенный интерес. В воскресенье вечером центральные телеканалы транслировали прямые включения из Киева, Львова и Донецка так же, как сообщали о ходе голосования во Владивостоке, Калининграде и Москве в 2008-м. Аналитики оценивали шансы кандидатов, политологи рассуждали о том, как повлияют нынешние выборы на Украине на дальнейшие отношения двух стран и на жизнь в самой Украине. И все повторяли очень правильные слова Юлии Тимошенко, что в эти первые месяцы 2010 года украинцы выбирают свое будущее. Но здесь, в Луганске и других областях Донбасса, с будущим люди определились давно. Достаточно было пройтись по улицам шахтерских городов, где были агитационные плакаты Виктора Януковича, но не было никаких других. Не потому, что кто-то нарушал закон – просто никто не собирался призывать здесь за кого-то еще.
Не случайно в последние недели донбасский кандидат в президенты отправился в Днепропетровск – на родину Юлии Тимошенко, а сама «оранжевая принцесса» прибыла в Луганск, чтобы отбить у конкурента хоть немного голосов. Она говорила с луганчанами по-украински, совершив очередную ошибку в городе, где украинский язык – не родной. Но эта ошибка ничто по сравнению с той, которую Юлия Тимошенко совершила пять лет назад, когда на мятежном Майдане объявляла живущих в восточной Украине быдлом и предлагала эту часть страны обнести колючей проволокой. Этого мои земляки «оранжевой принцессе» не простили.

Да дело даже не в оскорблениях и не в том, что в бытность Януковича премьером Украины ВВП страны рос, а в период «правления» Тимошенко – падал, а значит, закрывались шахты – градообразующие предприятия для большинства донбасских городов. А в том, что у жителей шахтерских городов другое представление о светлом будущем своей страны, нежели у нынешнего премьера Украины. Ведь Тимошенко, как говорят в народе, «спит и видит» Украину в Евросоюзе. А что же Янукович? Когда 9 января я ехала обратно через все те же две границы, мой знакомый, заполняя надоевшие миграционные бумажки на себя и на машину, неожиданно сказал: «Янукович обещал, если выиграет, открыть границу с Россией…» И горько добавил: «А если не выиграет – нам жизни не будет».

Я не знаю, какой выбор сделает Украина 7 февраля. Я не думаю, что от этого выбора жизнь в этой стране немедленно изменится. Но я знаю, что Донбасс связывает свое будущее не с евро, а с рублями, а точнее, с возрождением экономических связей с Россией. И еще с тем, что однажды на трассе Луганск – Ростов-на- Дону исчезнут таможенные пункты, насильно разделившие почти двадцать лет назад тех, кто делиться не желает и сегодня.

Ирина Ляхова, заместитель главного редактора «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.29
0.04 (0.04%)
Курс Евро
99.56
0.196 (0.2%)
Погода
Сегодня,
24 апреля
среда
+3
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+11
Облачно