Сколько стоит слеза ребенка
Есть
мнение, что общественные организации при всей чистоте их целей – найти ребенку
семью, подарить сироте внимание и тепло, а также помочь финансово – по сути,
провоцируют общество к поддержанию существующего порядка. Зачем заботиться о
ребенке, когда можно сдать его в детский дом, куда добрый дядя потом принесет
игрушку, если государство забудет сделать это?..
На деле эти
организации должны работать на то, чтобы сделать собственное существование
ненужным обществу. А выходит наоборот. Они пропагандируют благотворительность
(пока не очень успешно, ведь делами милосердия по-прежнему занимаются только очень
фанатичные люди, а не все общество в целом), но не борьбу с корнями социального
зла. Хочется надеяться, что все-таки журналисты ближе к последней цели.
В то же
время волонтеры от общества свято верят в то, что средства массовой информации
– лишь инструмент в руках социума, с помощью которого можно распространять
любые идеи, когда это потребует необходимость. Хочется добавить – «и партия». В
худшем же случае газету представляют как место для бесплатных объявлений или
текстов рекламного характера. Эти стереотипы прочно сидят в головах
руководителей организаций, которые, проще говоря, служат проводниками денег от
благотворителей к детям. Кто-то возразит мне: но ведь есть и грамотные люди!
Конечно, есть, как есть еще множество хороших журналистов, которые пишут о
детях не только с целью «вышибить слезу».
Хотя что
плохого в том, если человек задумался о социальных проблемах, прочитав даже
слегка гипертрофированные выводы?.. Разве те же благотворительные организации
не занимаются ежедневно вышибанием слезы? Но делу слезы не помогут, а если что
и вышибать, так это стереотипы из людских голов, заменившие конструктивное
мышление. Одна из таких установок подразумевает, что от социальных проблем
можно откупиться. Если ты бомж – вот тебе квартира, пропивай ее снова. Если ты
пенсионер и тебе не хватает на жизнь – вот тебе 1000 рублей и открытка к 9 Мая.
Если ты брошенный ребенок – жуй шоколадку и писай в памперс. От этой простой
логики социальные беды только пуще множатся. Оттого просто фантастически
здравыми выглядят инициативы, например, православного центра «Жизнь», который
работает с девочками в школах, с девушками в женских консультациях,
предотвращая возможные неверные шаги. Вы скажете, что корни социального зла
неистребимы, а потому даже маленькая шоколадка скрасит брошенному ребенку
жизнь. Возможно. А может, и не скрасит. Если он почувствует, что это просто
откуп.
Вот в
Петербурге появилась новая акция «Даешь десятку!». Теперь в отдельных платежных
терминалах можно положить 10 рублей на счет одной из шести благотворительных
организаций. Это очень удобно для людей, которые часто оплачивают мобильные
телефоны через терминалы и хотели бы сделать какой-то вклад в благотворительность. Мне
акция нравится, но во всем этом чувствуется бегство от реальности. С миру по
нитке, нищему на рубаху – этот закон работал всегда. Но в отношениях с
банкоматом непонятно, какому именно нищему.
Еще один
стереотип – рука дающего… в кризис да оскудеет. Наша помощь обычно строится на
излишках доходов, на «сдаче», как в случае с проектом «Даешь десятку!». А вот в
отдельных неканонических христианских течениях до сих пор принято отдавать
десятину на церковь независимо от доходов. И когда приверженцы этих религиозных
групп примыкают к официальным конфессиям, то продолжают следовать этой традиции
как чему-то само
собой разумеющемуся. Отдавать безвозмездно, без учета налоговых льгот, будущего
спасения души, чего бы ты ни было еще – самое трудное, но, по-моему, самое верное направление
мысли. Благотворительные же организации приучают своих благодетелей к
отчетности по мероприятиям, к безудержному пиетету со стороны общества, к
мыслям о собственной значимости. И мало кто сознает, что Бог дал – Бог и
возьмет.
Благотворительная
деятельность в России устремилась к рыночным отношениям и правилам. И как
журналист, я не могу поддерживать подобные устремления. Не могу идти на поводу
у пиар-служб
благотворительных организаций. Не могу соглашаться с политикой откупа. Не могу
замалчивать факты в угоду кому-либо. Не могу получать деньги как за
«слезовышибательные» тексты, так и за радужно оптимистические отчеты о
деятельности той или иной организации. Я не вижу тех людей, которые вдруг стали
счастливы от всей этой гигантской махины благотворительных потуг. Слишком
дешево нынче оценивается слеза, не только ребенка – любого человека.
Хочется
надеяться, что только что созданный социальный пресс-клуб поможет понять эти простые вещи
как журналистам, так и благотворителям.