Мнения и комментарии

Шойгу не стал «рубить лес»

13 февраля

Вчера исполнилось ровно сто дней с тех пор, как Сергей Шойгу занял пост министра обороны России


Иван Коновалов, военный эксперт, директор Центра стратегической конъюнктуры

Сергей Шойгу, став главой военного ведомства, взялся за серьёзную «рихтовку» той реформы, которую проводил его предшественник Валерий Сердюков. При этом общий курс развития и реформирования Российской армии, определённый несколько лет назад, остался неизменным. Усилия нового министра обороны направлены, помимо прочего, на перевооружение – по плану после реформы на службе у Российской армии должно стоять 70 процентов новой техники и 30 процентов – модернизированной.

На повестке дня остаётся переход армии на контрактную основу. Всё, что было сделано Сердюковым, Шойгу не отклоняет, а доводит до ума, чего, видимо, прежнее руководство министерства просто не успело сделать. Образно говоря, в военной сфере сейчас идут «косметический ремонт» и ревизия того, что было уже сделано. Это касается и системы управления Минобороны и Вооружённых сил, где продолжает действовать военно-административная система, созданная при Сердюкове, – округ, военно-стратегическое командование и бригада. Её пока не пересмотрели.

Когда Шойгу только пришёл на пост министра обороны, то многие из недовольных реформами Сердюкова (в основном генералы) надеялись, что произойдёт кардинальный пересмотр – многие решения будут отменены, но этого, как мы видим, не произошло. Это хорошо характеризует нового министра – он не стал сразу же «рубить лес, чтоб щепки летели».

Что Шойгу меняет из «наследия Сердюкова», так это общую концепцию управления ведомством и ВС. По задумке Сердюкова и Макарова, Минобороны должно было стать исключительно гражданским органом, а Генштаб – военным. Эта концепция в дальнейшем реализовываться не будет, Шойгу с ней изначально был не согласен. Руководящая роль в Минобороны вновь возвращается к военным.

Важно, что новый глава Минобороны продолжает уделять внимание простым солдатам, их быту. Одной из первоочередных задач армейской реформы, начатой в 2008-м, было улучшение условий для солдат, чтобы они не сталкивались с ужасами прежней армии – дедовщиной, высокомерием офицеров, скудным меню и неудобной формой. Этим много занимался и Сердюков, этот тренд продолжает и Шойгу.

Армия – это огромный организм, и ей самой сложно пережить реформу. Вспомните, в каком состоянии пребывали военные силы РФ в 1990-х. О развитии тогда и речи не шло. Теперь Российская армия начинает приходить в себя, и её новые руководители всерьёз занимаются реформированием. Процесс трансформации армии начался именно при Сердюкове (он показал себя как хороший управленец) и продолжается при Шойгу, который известен как один из самых успешных кризис-менеджеров в стране.


Франц Клинцевич, 

заместитель председателя Комитета Госдумы
по обороне

Н

аиболее важными направлениями, которыми занимается нынешнее Министерство обороны, по-прежнему остаётся оптимизация системы управления войсками с учётом ошибок, допущенных пре-дыдущим руководством, совершенствование организационно-штатной структуры. Идут колоссальные изменения, которые должны быть закончены к 2020 году. Понятно, что сегодня Сергей Шойгу обратил внимание на главные болевые точки, которые вызывали наибольшее раздражение у офицеров. Пришёл в руководство военного ведомства генерал армии, а не просто гражданский человек, который управлял силовым ведомством и который априори имеет авторитет. Это важнейший субъективный фактор. В чём была ошибка команды Сердюкова? Парадигма была правильной, из XXI века. Но вот тактика и исполнение были преступными. Не слушали специалистов, не пытались объяснять. Шойгу так не делает. Он проводит экспертные оценки, постоянно анализирует и максимально активизирует процессы, которые происходят в Вооружённых силах.

 

Игорь Коротченко, 

главный редактор журнала «Национальная оборона», директор Центра анализа мировой торговли оружием

П

резидентом и новым министром обороны уже объявлено, что основные приоритеты и направления военной реформы, стартовавшей в 2008 году, меняться не будут. Это важно. Вместе с тем Сергей Шойгу сразу взялся исправлять некоторые явные ошибки, сделанные прежним руководством министерства. В частности, суворовцы и нахимовцы вновь будут открывать военные парады на Красной площади, что соответствует историческим традициям наших Вооружённых сил, а погоны останутся на плечах военнослужащих, а не переместятся на грудь, как в странах НАТО и как предлагалось предшествующим руководством ведомства. Были остановлены ликвидация ряда военных академий и переезд Военно-медицинской академии из центра Петербурга. Очень быстро были приняты решения, связанные с улучшением бытовых условий военнослужащих. Министр чётко дал понять: в условиях мирного времени военнослужащие не должны испытывать тяготы и лишения. Все эти решения получили одобрение общества и армии. У Шойгу безукоризненная репутация как практика, создавшего одну из лучших в мире систем по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Его приход на нынешнюю должность означает, что решения по дальнейшему развитию Российской армии, очевидно, будут сбалансированными и эффективными. На мой взгляд, перед новой командой Мин-обороны сегодня стоят две важные задачи. Во-первых, необходимо реализовать решение по созданию к 2016 году профессионального ядра российских вооружённых сил из 425 тысяч контрактников. Во-вторых, укомплектовать армию новой техникой до уровня 70 процентов к 2020 году. Эти задачи носят принципиальный характер.

 

Анатолий Ситнов, экс-начальник вооружения Вооружённых сил РФ, генерал-полковник

В результате проведённой прежним руководством министерства реформы произошёл развал системы управления Минобороны, систем обеспечения, особенно в техническом плане, образования, ремонта. Те мероприятия, которые начали осуществляться при Сергее Шойгу, вселяют надежду, но работать ему практически не с кем, поэтому он начинает возвращать в армию и министерство людей, которые способны помочь ему в этом деле организовать работу заново и пересмотреть многие решения. 

Хлопать в ладоши и радоваться пока рано. Министру новому работать и работать! Надо заново восстанавливать систему управления, а она входит в общую систему управления государством. 

Армия является прямым отражением промышленности. А как может быть новое вооружение в армии, когда у нас везде внедряются «отвёрточные технологии»? Мы же практически ничего не производим. Собственной элементной базы, по большому счёту, нет, она вся из Китая. Так о какой национальной безопасности в таких условиях можно говорить? Она у нас находится на нулевом уровне. 

Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
28 мартa
четверг
+11
Облачно
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+10
Слабый дождь