Культура

Семь чудес классика классицизма

19 апреля

Своим великолепием Петербург обязан когорте западноевропейских и русских архитекторов XVIII – начала XX века. Все они были выдающимися мастерами своего времени. Но даже среди них Карл Росси занимал особое место. Не случайно его ещё при жизни называли Карлом Великим.

Ошибка гения?

Этот скандал прогремел на весь Петербург.

При строительстве Александринского театра на Невском проспекте Карл Росси решил использовать чугунные перекрытия. Однако оппоненты зодчего заявили, что такие перекрытия не выдержат нагрузки, и представили свои расчёты лично императору. Росси был возмущён до глубины души. Какие-то инженеры пытаются спорить с ним, главным архитектором столицы Российской империи! Он учился у самого Винченцо Бренны, одного из лучших зодчих Европы, он два года стажировался во Флорентийской академии, он возвёл в Твери, Москве и Петербурге сооружения, которые стали украшениями этих русских городов! А они… Завистники, интриганы!

Николай I, конечно, ничего не понимал в расчётах, которые ему представили критики Росси. Но на всякий случай приказал приостановить строительство театра. Как говорится, бережёного Бог бережёт. И тогда Карл Росси напрямую обратился к царю.

– Ваше величество, если в театре от устройства моих металлических крыш произойдёт какое-либо несчастье, – заявил он, – прикажите в пример другим повесить меня на одном из стропил!

Рассказывают, в словах архитектора было столько страсти и уверенности в себе, что Николай уступил.

Александринский театр, названный так в честь жены императора Александры Фёдоровны, очень скоро стал одним из самых популярных в Петербурге. Спектакли здесь ставили лучшие русские режиссёры, и ведущие роли исполняли лучшие артисты. Огромный зал театра обычно заполнялся до отказа. Так было и в XIX веке, и в ХХ…

Казалось бы, само время доказало, что Росси был безоговорочно прав. Однако уже в начале нашего века, когда специалисты изучали состояние конструкции здания Александринского театра, выяснилось, что при проектировании перекрытий архитектор всё-таки допустил ошибку. На самом деле крыша была не так надёжна, как это представлялось великому Карлу.

Впрочем, оплошность в расчётах оказалась не столь значительна, ведь здание простояло целым и невредимым свыше 170 лет, включая годы Второй мировой войны, когда неподалёку разрывались тяжёлые авиабомбы и земля ходила ходуном.

Лик империи

Карл Иванович Росси построил немало зданий в Петербурге, и каждое – грандиозно, каждое – шедевр. Однако прежде всего Карл Великий был велик тем, что стал первым петербургским зодчим, который возводил не отдельные дворцы, театры, здания для высших органов государственной власти и жилые дома, а сразу крупные городские ансамбли. Приверженец ампира, вершины классицизма, он спроектировал и построил двенадцать площадей и тринадцать улиц, окончательно определивших Петербург как художественно целостный архитектурный организм. Фактически Росси создал архитектурный фасад Российской империи, её лик, и лик этот до сих пор поражает своим великолепием. В том числе жемчужину – Театральную улицу, которая уже при советской власти получила имя своего создателя, зодчего Росси. Её уникальность – в гармоничности пропорций: ширина улицы и высота зданий – 22 метра, длина всей магистрали – 220.

«Размеры предлагаемого мною, – писал Росси в одной из записок к очередному проекту, – …превосходят те, которые римляне считали достаточными для своих памятников. Неужели побоимся мы сравниться с ними в великолепии?» И сам же отвечал на свой вопрос: «Цель не в обилии украшений, а в величии форм, в благородстве пропорций, в нерушимости».

Руководствуясь этими принципами, Карл Росси в значительной степени перепланировал весь центр Петербурга. И вся эта огромная работа была осуществлена менее чем за полтора десятка лет творческой жизни архитектора. При этом зодчий успевал не только руководить строительством, но и выполнять все наиболее ответственные чертежи – от общей композиции до рисунков интерьерных деталей. Одно из лучших интерьерных творений Росси – Военная галерея 1812 года, расположенная в Эрмитаже: 50-метровый зал, украшенный портиками коринфского ордера, арками и световыми фонарями, в котором представлены портреты героев войны с Наполеоном…

В общем, ничего удивительного, что в северной столице появилась расхожая фраза: «Классицизм вошёл в Петербург через Арку Главного штаба».

Гордость и достоинство

В последний день августа 1832 года состоялось торжественное открытие Александринского театра. «Грандиозные размеры, изящество и величие здание театра, великолепие и блеск залы» вызвали самые восторженные отклики прессы и публики. Весь Петербург только и говорил, что о новой жемчужине петербургского зодчества.

Однако для самого Росси это была последняя крупная работа в его карьере.

Серия широкомасштабных проектов – а на одном только строительстве Александринского театра трудились свыше двух с половиной тысяч человек – потребовала от архитектора предельного напряжения всех его духовных и творческих сил. А тут ещё приходилось воевать с чиновниками, которых в царском Петербурге всегда было более чем достаточно. Они хотели, чтобы Росси подчинялся им беспрекословно, а Карл Великий с гордостью заявлял, что для него есть лишь «одно правило – любовь и честь своего звания». В конце концов это привело к тому, что 55-летний зодчий вынужден был подать в отставку.

И тут выяснилось, что, несмотря на высокие гонорары последних лет, несмотря на все свои звания и награды, Росси так и не сумел скопить приличного капитала на безбедную старость. Ничего удивительного, ведь большая часть его средств уходила на то, чтобы поднять пятерых сыновей и пятерых дочерей, а кроме того, на помощь нуждающимся. Карл Иванович никогда не жалел денег на поддержку бедных, больных, сирот, юных, подающих надежды коллег. Уже получив отставку, он был награждён царём огромной по тем временам суммой – 100 тысячами рублей, – но почти все они ушли на погашение долгов, а оставшиеся пять тысяч вновь были потрачены на благотворительность. Дошло до того, что архитектору пришлось продавать билеты в ложу Александринского театра, которую в знак благодарности передали ему пожизненно.

Другой бы на его месте, оказавшись в такой жизненной ситуации, радовался любому выгодному заказу. Но Карл Росси был не таков. Он всю жизнь превыше всего ценил честь и достоинство и никогда не изменял своим принципам.

На сей счёт известна характерная история. В конце 1830-х годов, когда после сильнейшего пожара полным ходом велось восстановление Зимнего дворца, царь Николай I пригласил старика Росси, чтобы тот, с его талантом и опытом, оценил качество работ. Проходя вместе с императором по одному из залов, зодчий заметил, что конструкция потолка сделана неудачно и может обрушиться. Царь не согласился. Тем не менее зодчий упрямо стоял на своём, и тогда Николай, рассердившись, указал ему на дверь.

Через некоторое время потолок и вправду обвалился. Император несколько раз посылал за Росси, собираясь поручить ему контроль за всеми работами во дворце. Но архитектор так и не явился.

Сергей Ачильдиев, редактор отдела спецпроектов «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+3
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+9
Ясно