Мнения и комментарии

Сеанс магии с разоблачением

18 октября

«Рай» Эймунтаса Някрошюса, который показали на фестивале «Балтийский дом», – самое лаконичное высказывание этого немногословного в жизни режиссёра за долгие-долгие годы. В противовес пяти-шестичасовым привычным для своего театра Meno Fortas спектаклям по его «Раю» Данте и Беатриче путешествуют всего час пятнадцать.

«Рай», с одной стороны, вторая, заключительная часть «Божественной комедии», которую уже привозили в прошлом году и сыграли повторно в нынешнем, с другой – абсолютно автономный спектакль, законченное художественное произведение. Някрошюс поставил его со своими бывшими студентами. На сцене все очень молоды, в том числе Беатриче (Иева Тришкаускайте). Из старой актёрской гвардии литовца лишь Роландас Казлас, знакомый петербуржцам в том числе по роли Яго из уже закрытого спектакля «Отелло». Казлас играет Данте.

«Рай» Някрошюса заполнен светом и воздухом, как пространство всех без исключения его спектаклей. И актёры, как тревожные птички, существуют в нём в вечном движении. Ни на секунду не остановятся: всё время двигаются, кружат в хороводе, куда-то бегут, встают на голову, пытаются взлететь, чтобы изредка остановиться и поиграть с солнцем-софитом и почувствовать свою власть и силу, усиливающуюся с приближением к райским воротам. Поворот руками в воздухе – софит погас, солнце выключено; движение в обратную сторону – солнце снова светит. Человек как маленький демиург, подобие Бога.

Някрошюс очень тонко иронизирует над этим человеческим соблазном – мнить себя венцом творения. Его «Рай» – это сеанс магии с разоблачением. Известный театральный Копперфильд – Някрошюс – на этот раз с радостью раскрывает секреты своих фокусов. Солнце – это софиты, которые механики включают и выключают. А если на меч, которым вооружены архангелы, охраняющие вход в эту заповедную зону, направить луч софита, пропустив его через красный фильтр, меч окрасится кровавым багрянцем. На этот раз никаких тайных смыслов: всё предельно просто. Перед входом в рай все снимают с себя одежду. Но даже намёка на оголение зритель не дождётся. Актёры сделают вид, что снимают с себя платья, брюки, ботинки, рубашки… Но предварительно на стол со стоящей на нём табличкой «Музей» каждый сдаст то, что удерживало его в земной жизни: разноцветные гирлянды бус стряхнёт с себя бывшая на земле красавица, слепой расстанется со своей тростью, курильщик завернёт в бумагу сигаретный дым – в том числе как символ тщетности земного существования, его кратковременности и несопоставимости с вечной жизнью. Музей человеческих слабостей и дурных привычек каждый день пополняется.

Декорации «Рая», придуманные Марюсом Някрошюсом, сыном режиссёра и его постоянным сценографом, – это несколько нарочито театральных фонарей и натянутые на сцене по диагонали верёвочные струны. Такие же струны мостком перекинуты со сцены в зрительный зал. На них девушки повяжут бусы. Узелок на память? А может быть, дары воде, в которую окунутся в финале возлюбленные и поплывут, играя с волнами, резвясь и в восторге крича: «Счастье есть!» Някрошюс, к которому намертво приклеилось прозвище «хмурый литовец», на деле оказался куда оптимистичнее самого Пушкина, который верил в покой и волю, но никак не в счастье.

Катерина Павлюченко, театровед
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
28 мартa
четверг
+11
Облачно
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+10
Слабый дождь