Мнения и комментарии

С похорон Башмачкина – в кино, на «Апокалипсис»

19 апреля

В театре «Приют комедианта» продолжаются премьерные показы спектакля «Шинель. Dress code» – сценической интерпретации молодого московского режиссера Тимофея Кулябина повести Николая Гоголя «Шинель».

Художник-сценограф Олег Головко вместе с художником по костюмам Ириной Долговой соорудили серый-серый офис. Все в нем одинаковое и все в нем одинаковые. Рутина правит бал. Пятеро в серых френчах планомерно убивают время: страница за страницей отправляют книги в измельчитель бумаги. Ровно в 14.00 они принимаются за свои ланчи из одинаковых пластмассовых коробок. Потом надевают резиновые перчатки и одинаковыми бумажными платками утирают свои рты и лбы. В течение рабочего дня они монотонно ходят по квадрату: пятерка клерков, кажется, испытывает от этого офисного однообразия удовольствие на грани сексуального. Актеры Антон Мошечков, Дмитрий Паламарчук, Денис Старков, Павел Чинарев и Алексей Галишников стараются придать своим персонажам индивидуальные черты. Но дресс-код, как Всевышний, довлеет. И чувство долга перед ним заставляет их отказаться от самих себя. Ровно в 18.00 они дружно покидают место своего служения. Минута в минуту. Пунктуальность в офисном царстве превыше всего. 

Тот Акакий Акакиевич, которого выпало играть Роману Агееву, на человека-то не похож. Странное крупное, словно мукой осыпанное, белесое существо, сидящее на стопке книг. Эта стопка венчается каким-то механизмом для каллиграфического письма, коим он владеет в совершенстве. Он полурычит, полубубнит себе под нос какие-то слова, которые, если прислушаться, оказываются избранными местами из новозаветных Откровений Иоанна Богослова о четырех всадниках апокалипсиса, которых Бог призывает для того, чтобы сеять хаос и разрушение в мире. 

Этими всадниками, рушащими жизнь на земле, окажутся, как несложно догадаться, четверо офисных работников. Они, покатавшись на четырех пластмассовых лошадках (всадник на рыжем коне, всадник на вороном коне, всадник на бледном коне и всадник на белом коне), долго не горюя, цинично отправятся с какой-то девахой прямо с похорон Башмачкина в кино. На фильм «Апокалипсис». 

Наверное, впервые в истории постановок «Шинели» Акакия Акакиевича не жаль. Ведь, по Кулябину, он умер оттого, что не смог пережить главного искушения: благодаря новой шинели его приняли в «общество», он стал как все, забыв, как совсем недавно из его уст лились слова (может, это были озвученные мысли) Священного Писания. О том, что ему был уготован иной Путь. Вдруг он становится обычным мещанином, порабощенным людскими страстишками. Потеря новенького пальто (в спектакле – такого же серого френча, как у остальных) обернулась для него трагедией. Материальное взяло верх над духовным и уничтожило этого человека. 

Режиссеру Кулябину во многом отказало чувство ритма (местами спектакль неоправданно растянут) и вкуса (в том числе мизансцена под «Голубую луну» сама по себе остроумна, но уместнее была бы в ночном клубе). Но основная идея этой постановки адекватна действительности. Не умной, не талантливой. Приспособленческой и серой. Близкой идее скорого апокалипсиса. 

Катерина Павлюченко, театровед
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+8
Слабый дождь
31 мартa
воскресенье
+6
Облачно