Страна и мир

«Рубикон-2020» Россия и Европа должны перейти вместе

03 июля

Белоруссия заявила о готовности предоставить Минск как площадку для диалога о создании общего экономического пространства между ЕС и ЕАЭС. Генсек НАТО призвал ФРГ увеличить расходы на оборону с 1,2 до 2 процентов ВВП, причём в просительных тонах. А в Берлине с любопытством изучают совет Евросоюзу от председателя Госдумы РФ Сергея Нарышкина – «пока не поздно, воспользоваться евразийской моделью интеграции». Что между всем этим общего?

2020-й на Западе воспринимают как этап, когда может окончательно захлопнуться «окно», прорубленное Петром Великим в Европу. Причин для таких апокалиптических настроений несколько. В 2020-м должна завершиться российская многомиллиардная программа перевооружения армии. В том же году флот Китая, по планам пекинского руководства, обязан превзойти по совокупной мощи ВМФ США. К 2020 году США завершат осуществление US Army Capstone Concept – концепции, которой предпослано определить ведущую роль Соединённых Штатов в мировой политике вплоть до 2050 года. В кильватере американской концепции – родственная ей британская программа модернизации островных ВС под названием Army 2020. 

В связи с этим существует мнение, что к 2020-му закроется окно неготовности противодействующих сторон к полномасштабному военному конфликту. Его разделяет американский «мозговой трест» – корпорация RAND. На днях её аналитики пришли к выводу, что в XXI веке одна из ядерных держав может склониться к превентивному удару по другой, если «сочтёт, что выдался удачный момент для достижения быстрой победы».

Каковы же в этом свете военные планы Германии? Что стоит за просительными нотками в словах генсека НАТО, обращённых к Берлину? И при чём тут возможная роль Минска в переговорах между ЕС и Евразийским экономическим союзом?

Сейчас в Германии полным ходом идёт подготовка к выпуску в 2016-м «Белой книги по вопросам политики безопасности и будущего бундесвера». В этом труде, выходящем под эгидой минобороны ФРГ, найдут место все изменения, произошедшие в геополитике с 2006-го – момента выхода последней немецкой «Белой книги». К созданию этого труда, посвящённого роли Германии в архитектуре безопасности Европы, будут привлечены эксперты, по чьим высказываниям уже сегодня можно сделать прогнозы о немецкой стратегии на новую военную пятилетку (2016–2020).

Для россиян тут важно следующее: потенциальная угроза на восточном фланге НАТО интересует немецких экспертов даже меньше, чем необходимость усиления представительства ВС ФРГ в регионе Индийского океана. Во-первых, речь идёт об охране морских путей, по которым осуществляется торговля между ЕС с КНР. Во-вторых, здесь расположены четыре из десяти крупнейших импортёров немецкого оружия. То есть в этом регионе, где активно действует и Россия, постулаты немецкой «Белой книги» могут нести позитивный потенциал для взаимодействия РФ и ФРГ. Да и охрана океанских путей может представлять взаимный интерес – в том числе в свете расширения партнёрства между Москвой и Пекином, ЕС и Китаем.

 

 Что касается военной политики Германии в Европе, то здесь, при всех мантрах о «трансатлантической солидарности», Берлин проводит чёткую суверенную политику. На днях депутаты бундестага приветствовали решение главы минобороны Германии Урсулы фон дер Ляйен о постепенном переводе бундесвера с американских систем вооружения на немецкие или как минимум созданные вместе с европейскими партнёрами.

В целом современная концепция Германии в военной сфере покоится на трёх китах. На необходимой и достаточной обороне ФРГ и других стран Евросоюза. На суверенной (пусть и с оговорками) политике в области безопасности. И наконец, на наращивании экспорта вооружений – залога могущества и процветания Германии. По мнению экспертов, сейчас как раз назрел момент, когда Москва и Берлин, держа в уме «перспективу-2020», могут найти точки соприкосновения по многим проблемам и расширить их в ближайшие годы до полномасштабного партнёрского взаимодействия. 

Так, на днях обозреватель агентства Reuters в Берлине Андреас Ринке написал о растущем в Германии «нежелании утрачивать контакт с Москвой». А также о том, что в немецком МИДе «давно размышляют, как пригласить Россию к новому диалогу». По мнению Ринке, сейчас в ФРГ назрел момент для возобновления традиционной по отношению к России политики в духе «перемен через торговлю».

Как говорят немецкие аналитики, Ринке служит ретранслятором конфиденциальных бесед, проходящих в Берлине на уровне канцлера страны, её канцелярии и прочих авторитетных чиновников. Такую же роль в Германии приписывают российскому аналитику Фёдору Лукьянову, который недавно опубликовал в The Moscow Times статью под названием «Путин хочет мирного сосуществования с Западом». Поэтому в Берлине склонны рассматривать этот «обмен журналистскими мнениями» в качестве посланий, которые отправляют друг другу лидеры России и Германии в условиях заморозки официальных отношений. 

 

На этом фоне возобновление прямого диалога между Россией (лидером ЕАЭС) и Германией (лидером ЕС) весьма уместно в формате диалога, предложенного Белоруссией. Теперь дело за малым – первыми шагами на пути претворения теории в практику. Рискну сделать прогноз: глобальный проект «единого общеевропейского дома» станет реальностью на протяжении жизни одного поколения. Если, конечно, у ведущих мировых игроков хватит политической воли противостоять зловещей магии цифр «2020».

 

Антон Шандоров, корреспондент НВ в Германии
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+10
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+8
Слабый дождь
31 мартa
воскресенье
+6
Облачно