Страна и мир

Россия и Эстония сядут за стол переговоров

02 ноября

Перекинутый между российским Ивангородом и эстонской Нарвой старый узкий мост, по вине которого на границе между двумя странами скапливаются многосуточные автомобильные пробки, получил шанс дождаться реконструкции. Единственное, что мешало этой реконструкции (или строительству нового моста и новых пограничных пунктов с обеих сторон), – это отсутствие пограничного договора между Россией и Эстонией. И вот на этой неделе в Москве после семилетнего перерыва возобновились консультации между российским и эстонским министерствами иностранных дел по вопросу заключения этого договора. А незадолго до этого события, когда уже стало ясно, что начало переговоров – вопрос решенный,  было заключено соглашение  и о ремонте моста.

На самом деле договор, в целом устраивающий обе стороны, был готов и даже подписан еще в 2005 году. Но, когда документ поступил на ратификацию в эстонский парламент, депутаты со свойственной представителям этого народа горячностью внесли в преамбулу уже согласованного текста упоминание о Тартуском мирном договоре 1920 года. То есть согласно основному тексту Эстония признает сложившиеся границы, но при этом считает действительным и тот старый договор, по которому в состав Эстонии входили Печерский район Псковской области и часть территории Ленинградской области – примерно до нынешнего Кингисеппа.

Российский МИД посчитал это, во-первых, недопустимой бестактностью: парламент может отказать в ратификации документа, если он его не устраивает, но не имеет права вносить свои поправки в уже согласованный текст. Во-вторых, ссылка на легитимность Тартуского договора означает, что Эстония в любой момент может предъявить России территориальные претензии. Согласование российской стороны было отозвано. А эстонские политики на семь лет погрузились в раздумья: как все же заключить договор, который нужен Эстонии ничуть не меньше, чем России, но в то же время упомянуть в нем о границах «великой Эстонии» образца 1920 года.

Возглавляющий эстонскую делегацию вице-канцлер МИД Эстонии Лаури Бамбус высказывается о перспективе переговоров очень неопределенно:

– Мы должны сейчас решить, как дальше стороны могут смотреть, чтобы все-таки вернуться к договорам, которые остались в 2005 году не завершены…

Иными словами, эстонские дипломаты настраиваются на долгий мелочный торг. Они надеются, что Россия пойдет на уступки ради перспективы установления безвизового режима с Евросоюзом. Россия же, со своей стороны, рассчитывает, что Евросоюз вразумит саму Эстонию, дабы не раздувать территориальный конфликт на пока еще спокойном севере Европы.

При всей знаменитой неторопливости эстонцев начатые в Москве переговоры рано или поздно завершатся подписанием пограничного договора. Тогда дойдет очередь и до ремонта моста через Нарву, в который наши соседи не хотят пока вкладываться, считая (на словах) нынешнюю границу временной.

 

компетентно

Дмитрий Ланко, политолог, преподаватель факультета международных отношений СПбГУ:

– Российско-эстонский договор о границе уже был подписан в 2005 году на уровне министров иностранных дел и даже ратифицирован в парламенте Эстонии. Но далее началась свистопляска вокруг формулировок, которая никак не может закончиться. По сути, из-за этих «буквоедских» споров между двумя странами по-прежнему формально отсутствует граница.

В чем состоят эти «дискуссии вокруг букв и запятых»? У любого договора есть преамбула, в которую записывают разные «общие вещи». Не стало исключением и пограничное соглашение между Россией и Эстонией  – уже после подписания документа эстонцы внесли в преамбулу, что они «выполняют постановление Верховного Совета Эстонской Республики от 1992 года». Что это за дремучее постановление? Российская сторона подняла его и нашла там ссылку на Тартуский договор о границе 1920 года между Эстонией и Советской Россией. По этому договору российско-эстонская граница проходила немного восточнее, чем сейчас, и Ивангород принадлежал нашим соседям. Когда глава МИД России Сергей Лавров ознакомился с преамбулой, он возмутился и отозвал свою подпись. «На что вы намекаете? Захотели украсть часть наших земель?» – возмущалась российская сторона. 

Впрочем, эстонцы вовсе не требуют от России территориальных уступок. Все понимают, что граница между странами существует, что там работают пограничники, стоят вышки и проведена колючая проволока. Никому и в голову не приходит переносить ее ближе к Москве. Просто в Эстонии считают, что их государство существовало с 1918 по 1949 год, а в 1929 году между ними и Советской Россией уже был подписан договор о границе. Что же касается 2005 года, то эстонский парламент принял договор о переносе границы туда, где она сегодня пролегает. На это в Москве сказали: «Мы с такой постановкой вопроса согласиться не можем, поскольку Российская Федерация в 1920 году не существовала и никаких документов с эстонцами не подписывала». Собственно, вокруг этих формулировок и ломались копья последние семь лет. 

Сегодня ситуация сдвинулась с мертвой точки – Таллин согласился вновь сесть за стол переговоров. У нас появились основания смотреть в будущее с оптимизмом. Скорее всего, новый договор будет подписан на уровне премьер-министров и пройдет ратификацию в парламентах. Крики эстонских националистов: «Не отдадим землю отцов!» – все дружно проигнорируют, и между двумя странами формально появится граница. 

 

Владимир Владимиров
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+11
Умеренный дождь
30 мартa
суббота
+8
Умеренный дождь
31 мартa
воскресенье
+8
Облачно