Мнения и комментарии

Россия готова к войнам XXI века?

22 мартa

Начальник Генштаба Вооруженных сил РФ Николай Макаров, заявив о вероятности скорого вовлечения нашей страны в крупную региональную войну, спровоцировал тем самым дискуссию о готовности Российской армии к современным конфликтам. 

В XXI столетие Россия вошла, по сути, с устаревшей армией, которая отвечала «требованиям ХХ века плюс ядерное оружие». У нас на вооружении находились старые, еще советские виды вооружений, а наши представления о способах ведения боевых действий давно устарели. Стоит ли говорить, что наша армия сильно отставала по уровню боеготовности и технической оснащенности от передовых войск ведущих держав – США, Франции, Великобритании и Германии.

Понимали ли это наши власти? Конечно, понимали. Но после распада СССР руководство страны было поглощено другими проблемами – как не допустить развала страны и усугубления экономической катастрофы. На этом фоне деградация армии казалась проблемой второго порядка. Если же говорить о «лихих девяностых», то в эту смутную эпоху армия была и вовсе поставлена в сложное положение, призванное запустить процесс ее самоликвидации.

В 1991 году численность Вооруженных сил в России составляла 4,5 миллиона человек. Взять и одним махом сократить армию правительство не могло – в этом случае пришлось бы обеспечить уволенных офицеров выходными пособиями, квартирами, медстраховками и другими льготами, положенными по закону. Поэтому младореформаторы прибегли к излюбленной тактике – не платили по полгода зарплаты военнослужащим, ссылаясь на безденежье и кризис. В итоге, очень многие офицеры, не дослужив до конца свой срок, уходили из армии и находили себе место «на гражданке».

Из-за всех этих пертурбаций Российская армия постепенно сократилась до 1 миллиона человек практически самостоятельно. Но военнослужащие, оставшиеся в ее рядах, увы, не всегда были хорошо подготовлены. Так, для проведения операций в Чечне собирали сводные батальоны, в которых люди были очень плохо обучены и еще хуже снабжены оружием и боеприпасами. Хорошо еще, что в 1990-е России – благодаря нашим конструкторам, инженерам и рабочим – удалось сохранить свой стратегический ядерный щит. Их усилиями, например, были созданы такие ракеты, как «Тополь-М». Только благодаря их труду страны НАТО не посмели создать «беспилотную зону» на Северном Кавказе, помогая бандитам в захвате наших территорий. Если бы не стратегический ядерный щит, то против России во время Чеченских войн вполне мог быть применен «ливийско-сирийский сценарий».

Ситуация начала меняться в 2005 – 2007 годах – российскую армию, пусть и с грубыми ошибками и недоработками, стали реформировать в соответствии с вызовами и задачами нового столетия. Ведь что такое военные конфликты XXI века? Как показал опыт США в Югославии, Ираке и Ливии, на смену прямым боестолкновениям сегодня приходят «бесконтактные войны». Поэтому танковых клиньев и фронтальных атак наземными силами, применявшихся в годы Великой Отечественной войны, мы, скорее всего, больше не увидим. Современные войны – это операции, проводимые небольшими силами на отдельных участках, с применением разведывательно-ударных комплексов, крылатых ракет и авиации. Не исключено и воздушно-космическое нападение в случае столкновения с очень сильной армией крупной державы.

Кроме того, конфликты ХХI века немыслимы без сложных операций с одновременным участием военно-морских сил, авиации, десантников, наземных сил и морской пехоты (если речь идет о береговых операциях). В них могут применяться и ракетные войска стратегического назначения – не обязательно с ядерным оснащением. С помощью нанесения высокоточных ударов происходит деморализация государственного и военного управления в стране-противнике. И далее, благодаря созданию «управляемого хаоса», армия XXI века решает те стратегические задачи, которые ставит перед ней политическое руководство.

В новом столетии нам больше не нужна громоздкая, но слабо подготовленная армия – нам требуются компактные и мобильные Вооруженные силы, хорошо обученные и прекрасно оснащенные в техническом плане. Для решения этих задач на нужды обороны государство выделило 20 триллионов рублей, и теперь многое будет зависеть от того, сможет ли ими грамотно распорядиться наше политическое и военное руководство. 

Что нужно делать в первую очередь? На мой взгляд, для начала нужно в разы поднять зарплату военнослужащим. Недопустима ситуация, когда профессионал высокой пробы управляет техникой, которая стоит 100 миллионов долларов, а сам получает 15 тысяч рублей в месяц да еще тратит половину из них на съем квартиры! Впрочем, эта задача постепенно решается – по инициативе премьера и президента РФ военные теперь получают более или менее приличную зарплату. 

Далее необходимо потратить огромные суммы на подготовку и обучение российских солдат, чтобы они могли обращаться с современными видами оружия и успешно действовать в условиях конфликтов XXI века. Да, наши спецназовцы частенько дают фору американцам на всевозможных международных соревнованиях. Но нужно четко понимать, что это – отдельные бойцы и отдельные подразделения. В целом, американская армия оснащена и подготовлена намного лучше наших солдат. Так, уровень боеготовности американского морского пехотинца примерно соответствует уровню нашего спецназовца. 

Наконец, с учетом вызовов XXI века, определенная сумма должна уйти на возрождение военно-морского флота, причем как подводного (ракетно-ядерного), так и надводного. Фактически флота у нас сегодня не осталось, а отдельные корабли, которые ходят в океан и Средиземное море, хороши лишь для демонстрации флага, а не для проекции силы. Необходимо вкладываться в воздушно-космическую оборону, в создание надежного воздушно-космического «зонтика» над нашей страной. В первую очередь его стоило бы раскинуть над политическими, промышленными и культурными центрами России – Москвой, Петербургом, приволжскими городами, Сибирью и Дальним Востоком. 

Нам нужно создавать ударную, истребительную, штурмовую и военно-транспортную авиацию – для успешной войны в воздухе и оперативной переброски наших мобильных сил в горячие точки. Плохо обстоят у нас дела и с системами обеспечения боя – беспилотными летательными аппаратами, системами навигации, целеуказания и радиоэлектронной борьбы. А ведь без компьютеризации и массового применения «умной» электроники современная армия существовать, увы, не может.

Виктор Литовкин, военный эксперт, ответственный редактор «Независимого военного обозрения»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
0
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+1