Мнения и комментарии

Реклама ведет экономику к деградации

22 мартa

Если вы впустите пожить к себе людей, принципиально пренебрегающих правилами санитарии и гигиены, то вскоре неизбежно столкнетесь с полчищами паразитов, весьма ухудшающих вашу жизнь. Если вы впустите к себе в страну капитализм, то тоже испытаете много неудобств, при этом все больше и больше раздражения будет вызывать реклама. Вскоре вы с изумлением обнаружите, какое огромное количество ресурсов тратится и людей работает над тем, чтобы отравить вашу жизнь – забить почтовый ящик превращенными в рекламный мусор лесами или прервать самый драматичный момент любимого фильма роликом про прокладки. 

На эскалаторе в метро вы вынуждены слушать про гастроли и ярмарки шуб (не удивлюсь, если скоро метрополитен под предлогом своей убыточности и в вагонах звуковую рекламу запустит), на улице приходится идти змейкой между рекламных щитов, занявших весь тротуар, и обходить зазывал, пытающихся всунуть в руки листовку с обещанием скидок. 

Современное искусство тоже не дает передышки, ибо и книги, и кинофильмы забиты пресловутым продакт-плейсментом (плата за размещение которого иногда превышает авторские гонорары), даже уж совсем частная территория – блогосфера – все чаще и чаще засоряется рекламными псевдопостами. Очень скоро у вас появится навязчивое ощущение, что вас постоянно окружает группа неестественно жизнерадостных дегенератов, преувеличенно бодрыми голосами призывающих разделить радость «удачной покупки»... Но когда вы, отключив телевизор, радио и компьютер, плотно зашторив окна и отшвырнув все печатные издания, возопите: «За что?!», возможно, в ответ услышите: «Каждому воздастся по вере его». Это вам – за ваш выбор.

«Все есть яд, и все есть лекарство, вопрос лишь в мере». Этот афоризм, приписываемый Парацельсу, точно характеризует и эволюцию рекламы, когда-то с пользой для общества рассказывавшей, где что есть, а к сегодняшнему дню превратившейся в антиобщественного монстра, по своей разрушительной силе вполне сравнимого с международным терроризмом и наркоторговлей. А возможно, и превышающего их – ведь и террористы, и пушеры затрагивают лишь часть человечества, а рекламное чудовище мучает абсолютно всех. 

Мало уничтожения планетарных ресурсов и бессмысленного труда – маркетологи и рекламщики стараются вообще обессмыслить и уничтожить вашу жизнь, всячески заставляя любыми путями зарабатывать деньги, чтобы... потратить их на совершенно, по существу, ненужные вам вещи. «Покупай! Потребляй! Потребляй! Покупай!» – некоторые не выдерживают этого разномастного, но вездесущего и мощного хора и вступают в бесконечную потребительскую гонку. Чтобы очнуться только там, за чертой, лихорадочно ища ответ на простой вопрос: и зачем ты прожил эту жизнь на Земле.

Может, запретить? Не получится, ибо это «чудище обло, стозевно и лайя» – плоть от плоти современного капитализма, его «неотделимое улучшение». Как велосипедист не падает, пока едет, так и капитализм существует, пока нарастают объемы продаж. Но наращивать потребление уже некуда – известный экономист Михаил Хазин убедительно подсчитал, что для простого выживания капитализма сегодня нужно 11 миллиардов потребителей – но их просто нет на планете! Колоний, куда раньше сваливали избытки товаров, тоже уже нет, полномасштабную войну, в которой можно, как дважды в ХХ веке, уничтожить множество материальных ценностей, сегодня устроить не удастся, а последнего стратегического резерва – рынков сбыта, контролировавшихся Советским Союзом, – хватило всего на 20 лет. И Америка, потреблявшая в последнее время в два раза больше, чем зарабатывала, впредь вряд ли сможет утилизировать товарные излишки – заниматься безудержной долларовой эмиссией при госдолге в 15 триллионов слишком чревато. 

Запрет на развитие своего производства в таких странах, как Россия, затягивание всех в ВТО если и даст передышку, то весьма кратковременную – и так все уже запрещено и развалено, да и поток импортных товаров льется спокойно и без ВТО. Остается единственное – и дальше насаждать консьюмеризм (пресловутое «общество потребления»), а значит, реклама будет становиться все более изощренной, агрессивной, дьявольской.

Как от этого избавиться? Вариантов, собственно, два – дождаться, когда капитализм рухнет (что неизбежно, вопрос только – при нашей жизни или радоваться этому будут внуки). И второй – признать, что мы свернули на дорогу, ведущую в исторический тупик. И исправить ошибку. Выбирайте.

Алексей Третьяков, председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+8
Ясно