Мнения и комментарии

Разговоры о высоком искусстве – абсолютная фальшь

15 июня

В Сочи завершился XXII Открытый фестиваль отечественного кино

Выбрав победителем «Кинотавра» «Безразличие» – черно-белый фильм о 60-х, снимавшийся в 80-е и завершенный только сейчас, жюри под руководством драматурга и режиссера Александра Миндадзе сделало радикальный жест. Подчеркнуло свое осознанное безразличие к тому, что демонстрирует современный кинематограф. Миндадзе так и сказал на закрытии: «Этот фильм стал для нас возможностью отвернуться от экрана, возвратиться в то время, когда кино развивалось по законам искусства».

Конкурс этого года с точки зрения искусства трудно назвать удачным, несмотря на кажущееся разнообразие жанров. Видимо, поэтому жюри демонстративно решило поддержать усилия тех режиссеров и продюсеров, кому не выпало счастья удостоиться благосклонности Минкульта или нового Фонда кино. Свои фильмы эти авторы делали, рискуя собственными деньгами и только из любви к своему замыслу, а значит, никакие сугубо меркантильные и суетные соображения, вроде грамотного и полезного для себя распределения госсредств, их творчеству не мешали. Получились в чистом виде «Упражнения в прекрасном». Им остался верен Олег Флянгольц. Он дебютировал 20 лет спустя после того, как были сняты все актерские сцены «Безразличия», где играли его сокурсники Федор Бондарчук и Александр Баширов. Двадцать лет коробки с пленкой хранились у него дома под кроватью, и все эти годы в нем жила идея завершить тот давний фильм. «Или ты становишься героем, идешь на бессмертие, или ты быдло быдлячье», – продекларировал на пресс-конференции «дебошир» Баширов. Он еще в середине «Кинотавра» сказал: «Надеюсь, что «Безразличие» получит главный приз. Это будет и семантически правильно, все мы находимся в поле безразличия».

«Упражнения в прекрасном» называется конкурсный фильм Виктора Шамирова, известного театрального режиссера, который в компании с друзьями-артистами Гошей Куценко и Константином Юшкевичем перенес на экран их общую пьесу. «Артисты для меня – символ незначительности, иллюзии, притворства, – говорит Шамиров. – Но в этой своей ничтожности они воплощение преображения человека, сумевшего прикоснуться к высокому и прекрасному». Смешные, точные диалоги, увлеченная, искренняя игра участников «Упражнений» дали им возможность выиграть приз за лучший сценарий, а одному из них – Константину Юшкевичу – получить награду за лучшую мужскую роль.

Лучшую актрису отыскали в сугубо авторском и крайне трудном для зрителя «Охотнике» Бакура Бакурадзе (приз за лучшую режиссуру). Татьяна Шаповалова не актриса, в кино попала случайно, она очень выразительна и, безусловно, запоминается, но жюри этим призом подчеркнуло свое недоверие профессиональным исполнительницам. При таком раскладе вызывающе непоследовательно выглядит присуждение специального диплома Оксане Фандере за роль в фильме Александра Гордона «Огни притона» с формулировкой «За редкое сочетание красоты и таланта». Как будто основной приз за женскую роль присужден за сочетание противоположных качеств.

За лучшую операторскую работу награжден Ибен Булл, талантливо снявший на фотоаппарат дебютную картину Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках». Ольга Дыховичная, соавтор сценария и продюсер, сыграла главную роль в этой современной эротической драме, сделанной по-мужски жестко и смело.

Трудно сказать, как воспримут фильмы, отмеченные жюри, зрители, не имеющие профессионального отношения к кино. В зал Зимнего театра Сочи их не пускали, билеты туда не продавались. Можно было купить аккредитацию на показы, однако цена 500 долларов вряд ли кого-то вдохновила. Поздно вечером бесплатно показывалось по фильму на площади, но это те ленты, которыми и без того забиты кинотеатры.

Фестиваль замкнулся в самом себе, но это отнюдь не единая тусовка. Киносообщество давно расслоилось. Процветает пошлое разделение на «своих» и «не своих», «крутых» – «некрутых» и т. д. А на самом деле – на богатых и бедных. И богатых всячески облизывают, а бедных за все хотят заставить платить. Причем по каким-то совсем неприличным ценам – платная аккредитация с дорогой и проживанием даже журналистам предлагается за 90 тысяч рублей! Никаким Каннам такое не снилось. На этом фоне все разговоры о высоком искусстве – абсолютная фальшь. Освоение бюджета – вот высокое искусство. И оно требует охраны. Число специально привезенных из Москвы охранников значительно увеличилось. Неприветливые крепыши стоят на каждом углу – у входа в Зимний театр, у прохода на пляж, в пресс-центр и в павильон известного алкогольного бренда, предназначенный для особо ценных гостей. Если на мировых кинофестивалях улыбка – часть работы секьюрити, то на «Кинотавре» на такие мелочи внимания не обращают, главное – не пускать.

Кстати, к главным гостям конкурсанты явно не относятся, их отправляют по домам через три дня – все как на самых знаменитых фестивалях мира. Правда, там обязательно приглашают приехать на закрытие тех, кому присудили призы. Здесь же на сцену четырежды выходил за своих подопечных продюсер Сергей Сельянов, который уныло посетовал: «Жаль, что мои все разъехались». Зато все фестивальные дни можно было наблюдать эстрадных звезд и мелких сериальных актрисулек. На два дня, заняв полгостиницы, прилетали крупные участники кинопроцесса. Важные функционеры провели два душных летних дня на форуме «Кино России – 2020» в рамках «Кинотавра», в очередной раз повторяя очевидное: наше кино смотрят плохо, кинотеатров у нас мало, прокат отечественных фильмов не отрегулирован, надо что-то с этим делать.

 

Ольга Галицкая,киновед, специально для «НВ», Сочи
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+10
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+8
Слабый дождь
31 мартa
воскресенье
+6
Облачно