Культура

«Пытаюсь убежать от музыки»

05 сентября

«Крематорий» – культовая группа для любителей рока. Старшее поколение узнаёт её по песням «Безобразная Эльза» и «Мусорный ветер», а те, кто помладше, наверняка вспомнят залихватские мотивы «Катманду», прозвучавшей в фильме «Брат-2»…

– Армен, если бы начать всё с нуля, вы бы что-то поменяли? Ведь вам прочили сначала футбольную карьеру, затем вы поступили в авиационный институт, но всё-таки предпочли… «Крематорий».

– К сожалению, в авиационный институт я не только поступил, но ещё и окончил его. Более того, три года даже оттрубил по распределению в Московском центральном научно-исследовательском радиотехническом институте. А если бы всё начать сначала… Может быть, от некоторых людей, которые прибивались к группе, я бы избавился. Всё получилось как в сказке, жизнь была приближена к иллюзии. Мир был очень разнообразным, ведь с помощью музыки мы расширяли не только границы сознания, но и географические. Мы много путешествовали, пересекали океаны, что дало нам многое для творчества. Это была некая машина времени. Хотя мы относились к этому очень несерьёзно, иначе бы точно не назвали группу «Крематорий».

– В то время когда вы начинали карьеру, многие музыканты уходили от быта в «изменённое сознание». Был такой период и у вас. Сейчас всё иначе. Что произошло?

– Ничего! Я и сейчас могу себе позволить выпить вкусный напиток. Но у нас никогда не было такого безудержного алкоголизма, как это нам иногда пытаются приписать, и уж тем более никогда не было наркотиков. А вот у наших друзей были. К сожалению, сегодня доброй половины этих людей нет. И каждый такой мой приятель уходил страшной смертью. Всего этого мы избежали только благодаря музыке, потому что музыка перевешивала эти сиюминутные увлечения. Никогда не было самоцелью закинуть себе в мозг какой-нибудь кислоты и пытаться изменить этот мир.

– На ваших концертах нет заранее подготовленного списка песен, и я в этом сейчас убедилась. Как же в итоге получается концерт – от чего зависит выбор композиций?

– Каждый концерт – это как новый пейзаж, который вы видите. Вот вы сидите у реки, например. Потом у океана, у водопада. Потом смотрите на гору Килиманджаро. Так же каждый раз меняется настроение – в связи с климатом, который рождается на концерте. Это позволяет рассказчику «менять декорации». С помощью песен это возможно. И я, честно говоря, не понимаю, как люди могут играть готовую программу. Ведь концерт – это общение, диалог, и он должен проходить в комфортных условиях.

– Но всё равно есть хиты, которые любят и ждут. Каково это – сотни раз петь одно и то же?

– Когда мы пытались избежать исполнения хитов, возникала неловкость, как будто бы не играем их, чтобы выйти на «бис». И когда мы выходили по шесть раз, ситуация стала уже совсем критической. Мы решили, что не надо вытягивать из зрителей эмоции, – лучше дать их сразу. Ведь если бы я пошёл на концерт любимой группы, скажем на The Rolling Stones, то хотел бы услышать и Ruby Tuesday, и Mother’s Little Helper, а на концерте Маккартни, конечно, хотелось бы всё-таки и Yesterday. Это дань уважения публике.

– Вы что-нибудь испытываете во время исполнения этих песен или они уже идут на автомате?

– Самое смешное, и вы, возможно, не поверите, но до сих пор мне нравится их играть. Они очень странные: кажутся простыми, но они – как маленькие рассказы или ярко написанные картины. Когда вы перечитываете, например, Эдгара По или Чехова, получаете некие эмоции. Так же и у нас. Самое главное в этом случае не превращать концертную деятельность в сериал, такую мыльную оперу. Надо делать перерывы, чтобы каждый раз, выходя на концерт, появлялось желание играть. И тогда всё получается. Поэтому сейчас мы ограничиваем количество выступлений, не ездим в длительные туры: я считаю, что трёх концертов подряд вполне достаточно, чтобы устать от собственной музыки.

– То есть для вас искренность и шоу-бизнес не противоречат друг другу?

– Мы, конечно, как профессионалы, создаём музыку и получаем за это деньги. Но одновременно играем в такую игру: давайте работать, но не превращать профессию в ремесло, чтобы она была на хорошем творческом уровне.

– В Советском Союзе многие соглашались «быть как все», не высовываться. Как вы считаете, сегодня больше свободы для творчества?

– Тогда были определённые рамки, а сейчас рамок нет, и каждый может делать всё, что ему захочется. И делают. Часто – абсолютно безвкусные вещи.

– Но почему?

– У меня на даче живёт один человек, очень хороший, воспитанный и всегда меня называет на «вы». Я ему говорю: мол, сколько можно, сто лет друг друга знаем. А он отвечает: «Ну как же? Я же всё-таки интеллигент!» Если у вас есть что-то такое внутри, вы никогда не позволите себе пошлость. Шаг этот сделать очень легко: сразить публику пошлостью. Но именно внутренняя культура не позволяет многим людям такое совершать. А у некоторых открывается своеобразный «шлагбаум», и они не шаг делают, а прямо-таки бегут в пошлость…

– Вы предвосхищаете мой следующий вопрос о вашем ехидном клипе-мультфильме «Микроб «бондарчук». Для вас это выражение гражданской позиции?

– Нет-нет, ни в коем случае! Это зависть (смеётся). Зависть, потому что человек он разносторонний, представлен практически во всех областях нашей жизни: он и драматург, и перелопачивает великие произведения таким образом, что просто интересно смотреть с той точки зрения, как они могут меняться. Например, Стругацкие преобразовываются в нечто непонятное. Он и режиссёр, и актёр, и ведущий, и политик – с Путиным на одной волне. А нам завидно, что нам этого не удалось достичь.

– Как вы вообще оцениваете современный российский кинематограф?

– Вы видите, в каком мы состоянии находимся, – не только о кино речь, а вообще всё искусство немножко вялое. Знаете, есть такое понятие «маятник времени». Сейчас он качнулся в эту сторону, когда-нибудь уйдёт в другую. К сожалению, только вот жизнь наша проходит. У нас был такой высокий уровень театрального и киноискусства, с такими великими режиссёрами и актёрами – и вдруг упасть в такую яму. Смерть репертуарного театра, полнейшая пошлятина даже в академических театрах, а уж кино – вы и сами понимаете… возникает реакция отторжения. Но от этого никуда не уйти, это уже философская линия жизни.

– Вы и сами снимались в кино, чему вас научил этот опыт?

– Во-первых, я играл себя или «около себя». Во-вторых, кино – совершенно несовместимая с музыкальной деятельностью профессия. Что такое музыкант? Музыкант выходит на сцену, у него есть два часа, эмоциональный взрыв. Это как у хорошего байкера, который садится на байк и сразу едет. Или как у льва, когда у него «включается» режим атаки и он либо убивает, либо погибает. В кино совсем не так. Вы долго сидите, вам что-то на ухо говорят разные люди, потом мучает гримёр, и когда наконец раздаётся вожделенное слово: «Мотор!» – вас снимают 15 секунд, слышится сигнал: «Стоп!» И опять сначала – ассистент, режиссёр, гримёр… В результате уходишь оттуда с ненавистью к киноискусству. Недавно мне предложили сыграть в одном сериале антиквара – нашёл в себе силы отказаться.

– Может быть, дело в том, что сегодня гонятся делать шедевры на скорую руку?

– Есть пример Германа, который долго снимал «Трудно быть богом», а есть всё тот же одиозный товарищ, который за это время отснял массу фильмов. Но ценность искусства не в количестве. Она в своеобразной «пружине», которая иногда может растянуть время. То есть, если мы написали песню и она не стала однодневкой, а востребована 30 лет спустя, её вообще не должны оценивать. Мы не можем сейчас это определить, поэтому надо тихонечко жить и лелеять то, что создали. В надежде на то, что когда-нибудь мы воскреснем.

– В этом отношении вспоминается ваш альбом «Амстердам», который готовился шесть лет…

– Технический подход к записи был у нас всегда одним и тем же: сделать альбом, который не повторяет предыдущий. И с годами делать это всё сложнее, потому что вы становитесь рабом своих штампов и лекал. Для того чтобы сделать что-то новое, нужно время. Песни были написаны давно. Нужно было поменять подход, а иногда даже аранжировщиков и музыкантов.

– Но в рамках музыки вы не замкнулись. Взять хотя бы персональные выставки картин. Расскажите, как вы попали на рынок изобразительного искусства?

– У меня много друзей-художников, и мы вместе рисовали в мастерских. Я научился немножко, но тут как с языком: писать и читать не можешь, но говорить вроде получается, потому что среда была такая. То же самое случилось с архитектурой, благо мне помогли. Есть движение и в сторону дизайна. Я пытаюсь убежать от музыки, потому что нельзя всё время профессионально заниматься одним и тем же. Убежать, чтобы потом вернуться, но уже с чувством любви.

 

Вы видите, в каком мы состоянии находимся, – всё искусство немножко вялое. Знаете, есть такое понятие «маятник времени». Сейчас он качнулся в эту сторону, когда-нибудь уйдёт в другую. К сожалению, только вот жизнь наша проходит. У нас был такой высокий уровень театрального и киноискусства, с такими великими режиссёрами и актёрами – и вдруг упасть в такую яму. Смерть репертуарного театра, полнейшая пошлятина даже в академических театрах, а уж кино – вы и сами понимаете… возникает реакция отторжения. Но от этого никуда не уйти, это уже философская линия жизни.

Армен Григорян, лидер группы «Крематорий»

Беседовала Светлана Жохова.
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
0
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+1