Город

ПРИЗРАК БРОДИТ ПО НЕВЕ - ПРИЗРАК "КАУНАСА"

02 августа
Во второй декаде мая всего лишь за двое суток на Неве произошли целых три происшествия: с двумя танкерами "Волгонефть" и лесовозом "Енисей". Однако двое суток конца июля - начала августа перекрыли и этот рекордный показатель: с раннего утра минувшей субботы до чуть менее раннего утра вчерашнего дня в городе зафиксировано аж четыре водно-транспортных инцидента с судами разного класса!



ЧП № 1 - "ИРКУТСК-ГЭС"



По сводкам информуправления ГУ МЧС РФ по Петербургу, картина произошедшего выглядит так. 30 июля в 3.48 танкер "Иркутск-ГЭС", шедший из Ярославля в наш город с 3071 тонной мазута на борту, врезается в одну из разводных опор Троицкого моста. Мост почти не пострадал - от опоры отвалились два небольших куска. Чего не скажешь о танкере, получившем значительные повреждения левой носовой части - форпик оказался буквально вдавлен в корпус судна и затоплен через образовавшуюся пробоину. Однако несмотря на образовавшиеся из-за этого изрядный дифферент на нос и крен на левый борт, судно смогло самостоятельно отойти к Петропавловской крепости и встать на якорь в ста метрах от берега. А что касается утечки нефтепродуктов, то танкер, на наше счастье, оказался двухкорпусным, и собственно топливные резервуары во время удара повреждений не получили. Из той же тонны мазута, что выплеснулась на палубу через погрузочные люки, в воду, по официальным данным, попала лишь пятая часть.



ЧП № 2 - "НЕУКРОТИМЫЙ"



В тот же день в 12.37 на третьем рейде, что между мостами Лейтенанта Шмидта и Дворцовым, во время генеральной репетиции предстоящего военно-морского парада и водно-спортивного праздника повреждение корпуса получил сторожевик "Неукротимый". Трещина длиной около трех метров и, как следствие, сильная течь в машинном отделении образовались после того, как возле "Неукротимого" взорвался пиропатрон. И старенький корпус сторожевика, построенного еще в 1977 году, не выдержал. А поскольку команда не смогла самостоятельно справиться с течью, с "Неукротимого" пришлось снимать обязанности флагмана предстоящей церемонии и срочно буксировать его к ремонтным докам ОАО "Северная верфь".

И надо же было случиться, что в момент его буксировки происходит уже третье за эти сутки водно-транспортное происшествие - в 21.25 при прохождении створа моста Лейтенанта Шмидта на основание одной из его неразводных опор сел буксир РБ-98. Правда, этот инцидент оказался самым незначительным в ряду прочих - в 21.35 судно уже было снято с опоры и выяснилось, что ни оно, ни мостовая конструкция повреждений не получили.



ЧП № 3 - "НЕВСКИЙ-22"



Ровно в 6.39 минувшего понедельника, когда разводной створ Тучкова моста проходил сухогруз "Невский-22", произошел, по данным из некоторых источников, его навал на левобережную разводную опору моста. Правда, по информации, полученной нами в Морском спасательно-координационном центре, навала на опору моста не было и судно прошло створ вполне благополучно. Инцидент же произошел во время его швартовки к причалу № 4 у набережной Адмирала Макарова, когда сухогруз уже отдал якорь и его развернуло течением поперек Малой Невы. В это время и произошел его навал на жилой дебаркадер (ЖД-136) и пассажирский теплоход "Московск-6", благодаря чему сухогруз получил повреждения рубки и мачты, а дебаркадер - пробоину выше ватерлинии. Впрочем, судя по тому, что вчера с самого утра на разводной части Тучкова моста все-таки велись ремонтные работы, мосту в этом инциденте все-таки досталось.



№ 4 - КТО СЛЕДУЮЩИЙ?



Но нас в данном контексте гораздо больше интересуют не эти подробности, а два вполне закономерных вопроса: почему все это происходит и чем все это может для нас обернуться? В качестве ответа на первый уже распространены две наиболее "популярные" версии: неисправность рулевого механизма и ошибка судоводителя. А помимо этих некоторые питерские электронные СМИ выдвинули на днях одну весьма экзотическую версию - о некоем недавнем тектоническом сдвиге в районе Ладоги. Который, дескать, повысив уровень озера, привел к значительному увеличению скорости течения Невы, и судовые шкипера, не успевшие к этому приспособиться, то и дело начали совершать навигационные ошибки. Однако начальник Морского спасательно-координационного центра Леонид Белов сообщил нам, что ни о чем подобном он не слышал.

Семь инцидентов подобного рода, произошедшие за одну только навигацию, наводят на самые пессимистические размышления. Если дело так пойдет и дальше, то не исключено повторение памятного всем петербуржцам инцидента от 16 августа 2002 года. Тогда врезался в опору Литейного моста и затонул прямо на фарватере сухогруз "Каунас", парализовав тем самым навигацию на Неве на неделю полностью и частично до октября, когда судно было наконец разрезано и поднято по частям.

Пока городу везет - и "Каунас" был не танкером, а сухогрузом, и инцидент с танкером "Иркутск-ГЭС" обошелся утечкой в акваторию "всего лишь" двухсот килограммов мазута. Но везти бесконечно не может! А потому не стоит ли всем нам - и в первую очередь организаторам судоходства на Неве - воспринять эти инциденты как последнее и очень серьезное предупреждение?



КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ



Начальник Балтморспецинспекции Валерий Зайцев:

"Большинство водно-транспортных происшествий в акватории Невы вызваны так называемым "человеческим фактором". Который, в свою очередь, объясняется простой логической цепочкой: низкие зарплаты членов экипажей, изрядная текучка кадров в судоходных компаниях, неопытность экипажей. Впрочем, и техническую подготовку судоходных компаний к нынешней навигации со счетов списывать тоже не стоит - есть случаи прохождения речного и морского регистров даже технически неисправными судами!"

Начальник МСКЦ Леонид Белов, в прошлом - капитан дальнего плавания с многолетним стажем:

"Даже при наличии технической неисправности судна ответственности с экипажа это не снимает. Поскольку среди профессиональных шкиперов уже давно существуют "правила хорошей морской практики" - пусть и неписаные, но к исполнению обязательные. И предписывающие, в частности, готовясь к прохождению узкого створа, заранее переложить руль в обе стороны. Таким нехитрым образом можно убедиться в исправности рулевого механизма. В случае же заблаговременного обнаружения его неисправности ситуацию легко исправить, отработав винтами задний ход".

Александр СЕЛИЦКИЙ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
28 мартa
четверг
+11
Облачно
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+10
Слабый дождь