Мнения и комментарии

Преодолевая пропасть между автором и зрителем

01 июня

Вместе с недавно образованной Гильдией драматургов Санкт-Петербурга Молодежный театр на Фонтанке открывает новый проект «Драматург. Театр. Пьеса», суть которого заключается в поисках и экспериментах в области современной драматургии путем театрализованной читки пьес

Странные происходят вещи на свете. Чуть ли не каждый месяц в России, в «заграничье» играются две-три премьеры по пьесам Валентина Красногорова. От Архангельска до Краснодара, от США до Индии. По хронике этих постановок можно изучать географию всего культурного мира. Примерно такая же картина у Людмилы Разумовской. Единственное место, где уже несколько десятилетий не играют петербургских драматургов, – это Петербург. Заколдованный какой-то город. Можно бы утешиться мыслью «Нет пророков в своем оте-честве», однако драматурги – люди упрямые. 

Несколько лет назад они выпускали альманах «Ландскрона», намекающий: мы еще живы. Ситуация не изменилась. И тогда писатели (числом 33) создали в 2012 году Гильдию драматургов Санкт-Петербурга во главе с Красногоровым. Гильдию поддержала (морально) администрация города в лице вице-губернатора Василия Кичеджи. Но главное, чтобы поддержали театры. Причем на деле.

Наиболее отзывчивым оказался Молодежный театр на Фонтанке. Театр решил осуществить проект «Драматург. Театр. Пьеса» совместно с гильдией. Прочитав пьес десять, организаторы от театра (Наталья Бржозовская) и от писателей устроили сценическую читку трех небольших комедий Олега Ернева. Собственно, опыт не нов. Новые пьесы уже читались, разыгрывались в Театре им. Ленсовета, «Балтийском доме», Александринке, однако это были встречи камерные, для узкого круга театральных людей. На Фонтанке впервые собрали полный зрительный зал. И хотя текст действительно «читали» пятеро актеров, от привычного спектакля были разве что театральные шумы (плеск воды, хруст, грохот), ощущение представления для публики создавалось. Всего две репетиции, но характеры наметились, ритм определился. И в какой-то момент родилась крамольная мысль: а может, так даже и лучше?

Олег Ернев отнюдь не дебютант. Его первые премьеры состоялись в 1980-е годы. Известен он и как автор либретто к мюзиклам, и как детский писатель. Ставится за пределами родного города достаточно много. Слушая комедии в Молодежном театре 24 мая, я убедился: пьесы-то отличные. Режиссеры жалуются: нет отечественных комедий, тем более эксцентрических. Так вот же они! Оригинальны, выстроены, с прекрасным диалогом. Зал хохотал постоянно. Сравнивая во время обсуждения опусы Ернева с комедиями положений Рея Куни, зрители отмечали, насколько наш автор человечнее, добрее, чем модный британский комедиограф. Комизм Ернева эксцентричен, но не механичен.

Надо отдать должное и труппе Молодежного театра. Воспитанные Семеном Спиваком, его актеры всегда радуют удивительной мягкостью, обволакивают теплом. Скажем, газо-

сварщик Вера из «Третьего глаза» в оригинале, наверное, грубее и проще, чем ее изображает Дарья Курочкина. Какие бы дикие поступки ни совершали герои Екатерины Дроновой или Сергея Малахова, от них исходят волны обаяния. 

Вообще-то названные в анонсе «легкими» комедии Ернева совсем не легкие. Ернев неслучайно вошел в число авторов сборника «Писатели-абсурдисты». Выстраивая цепочку нелепых поступков, смешных случайностей, автор изображает абсурд бытия, противоречие между вольным или невольным стремлением человека к самоуничтожению и в конечном итоге приспособлением к любым обстоятельствам. Две пьесы из трех посвящены неудавшимся попыткам самоубийства. Невезучие из «Загадочного мужчины» по недоразумению остаются в живых. Милейший Муморцев постоянно попадает в какие-то переделки, но и дамы (Наташа с матерью) его стоят. Все это очень смешно, если не задумываться. Смех и смерть играют у нашего драматурга в жмурки. И разве не печально, что персонажи счастливы от последствий пожара, – это единственный шанс для молодой семьи получить квартиру. 

Комедии Ернева нелегки и в том смысле, что для их воплощения нужен блестящий режиссер с чувством острой театральной формы. Понимающий к тому же драматично-психологический подтекст эксцентрических трюков. Проще было бы «Загадочного мужчину» с обрушивающимся потолком, падающим шкафом снять в кино, но нельзя, чтобы получился нео-Гайдай. Философия не должна пропасть.

Словом, удовольствие от знакомства с новыми комедиями перебивается беспокойством за их судьбу. И что делать с этими ужасными режиссерами, с их донжуанским комплексом? Если они «познали» когда-то автора (живого), он им уже неинтересен. Хочется влюбиться в свежего, которого еще никто никогда не ставил. Опять же только непредсказуемая трактовка классического произведения может обеспечить вхождение в большую историю искусства. Исключения редки. Везде проблемы!

Все же Гильдия драматургов не успокаивается. Первый удачный опыт зовет к новым. После читки Людмила Разумовская заявила, что тоже хочет «преодолевать вместе с театром пропасть между автором и зрителем». Ну и отчаянные эти драматурги! Может, и допрыгнут. 

Евгений Соколинский, театральный критик
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
-1
21 апреля
воскресенье
+1
22 апреля
понедельник
+5
Слабый дождь