Общество

Открытому акционерному обществу «Техприбор» – 70 лет

17 апреля

Одно из старейших отечественных предприятий авиационного приборостроения готовится отпраздновать серьезный юбилей. ОАО «Техприбор» специализируется на разработке, производстве и сертификации уникальной бортовой аппаратуры для всех типов воздушных судов, выпускаемых в России и странах СНГ. Кроме того, многие системы, произведенные специалистами, пользуются спросом у зарубежных производителей авиационной техники.

Завод «Техприбор» был основан 17 апреля 1942 года специальным приказом № 242 наркома авиационной промышленности в г. Казани. Все тяжелые военные годы предприятие обеспечивало авиастроительные заводы СССР приборами измерения уровня топлива, а также электробомбосбрасывателями.

В 1946 году завод перевели в Ленинград. Производство разместили на территории бывшего Корпусного аэродрома, на котором еще в начале ХХ века строил и испытывал свои самолеты знаменитый Игорь Сикорский.

В советское время «Техприбор» оставался одним из самых засекреченных предприятий. Его специалисты не только снабжали всю советскую авиацию системами контроля топлива и центровки самолетов, но и стали одними из пионеров отечественной космонавтики. Кабины космических кораблей «Восток» и «Восход», а также станций «Салют» и «Союз» оснащались приборами, сигнализаторами и ручками управления, разработанными на заводе. Особенно стоит отметить аппаратуру контроля силовой установки для беспилотных спутников и навигационный прибор «Глобус», которыми пользовались все первые cоветские космонавты. В заводском музее хранится запись, которую оставил в книге почетных гостей Герман Титов, с большой теплотой отозвавшийся о продукции и сотрудниках ­предприятия.

В лихие 90-е и в кризисный период предприятию удалось не только сохранить лидирующие позиции в своей области, но и значительно усилить и расширить рынки поставок. Выход из положения руководство предприятия нашло быстро. Его продукция оказалась настолько востребована в мире, что ее активно стали закупать иностранные авиастроители. В первую очередь из Китая и Индии, Малайзии и Венесуэлы. А в индийских городах Лакнау, Корапут российские специалисты даже сумели организовать лицензионное производство, работу которого внимательно ­контролируют.

Главное преимущество петербургских авиастроителей – полный цикл производства. На одной площадке новейшие системы сначала разрабатываются в своем конструкторском бюро, затем проходят испытания на уникальных испытательных стендах, после чего поступают в серийное производство.

Специальная аппаратура для контроля за расходом топлива двигателей установлена на всех самолетах и вертолетах, выпускающихся в России и странах Содружества. Причем как на гражданских самолетах и вертолетах (включая и «борт № 1», на котором летает Президент страны), так и на военных.

В мире всего три подобных предприятия, а на постсоветском пространстве, кроме «Техприбора», их нет вовсе.

Заказчиками «Техприбора» являются все крупнейшие авиастроительные предприятия страны: ОАО «АХК «Сухой», РСК «МиГ», корпорация «Иркут», ГП «Антонов» и многие другие.

Еще одно крупное направление в работе компании – разработка и производство бортовой аппаратуры виброконтроля авиационных двигателей и их диагностика. Кроме того, ОАО «Техприбор» занимает одно из лидирующих мест по производству систем регистрации полетной информации, которые чаще называют «черными ящиками». А с 2008 года предприятие осваивает разработку топливных систем для самолетов и вертолетов, активно внедряя авионику пятого поколения.

Работа в команде сотрудников «Техприбора» – не пустые слова. Трудовыми династиями на предприятии никого не удивишь. Коллектив компании сегодня представляет наиболее эффективный в любом деле сплав молодости и опыта. «Техприбор» активно сотрудничает со многими вузами Санкт- Петербурга. На предприятии организована и успешно работает базовая кафедра Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, студенты которой сначала проходят практику, а затем, после выпуска, продолжают работать на предприятии. Сейчас на предприятии работают более двух тысяч человек, а средний возраст сотрудников постоянно снижается. До сих пор здесь очень силен профсоюз, в коллективе постоянно устраиваются различные спортивные соревнования для молодых сотрудников. Собственный спортзал, бассейн и теннисный корт в этом деле являются большим подспорьем. На социальные нужды компания в прошлом году потратила почти семь миллионов рублей, на экологическую безо­пасность – около двух миллионов. Социальную базу, что немаловажно, удалось сохранить в полном объеме. Все годы функционирует детский оздоровительный лагерь «Сокол», в котором ежегодно отдыхают более 1000 детей.

Успехи ОАО «Техприбор» во многом связаны с именем его руководителя – Олега Федоровича Петрова. В апреле 2010 года его заслуги перед российским авиаприборостроением отмечены на самом высоком уровне. Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев наградил его орденом Почета. В тяжелый период в условиях рыночной экономики Олегу Федоровичу, как отмечают коллеги, удалось сохранить боеспособный коллектив и вывести предприятие на новый уровень. Под его руководством разработана стратегия развития ОАО «Техприбор», благодаря чему постоянно увеличиваются выпуск продукции и объем реализации. Только за прошедшие три года рост объема производства составил 34%. Рентабельность предприятия находится на уровне 8,5%. Благодаря этому увеличилась средняя зарплата. За три года она выросла с 22,5 до 32 тысяч рублей.

Достигнутые результаты оценены по достоинству. 18 марта 2012 г. Президент РФ Д.А. Медведев объявил благодарность коллективу предприятия. Ежегодно сотрудники награждаются государственными наградами, поощряются ведомственными знаками Министерства промышленности и торговли. В марте текущего года губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко за многолетний труд и высокие достижения в производственной деятельности наградил Петрова О.Ф. знаком отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом» и еще 10 работникам объявил благодарность.

Глава «Техприбора» для его сотрудников личность авторитетная и очень уважаемая. Всю свою жизнь Олег Петров отдал авиационной промышленности и пользуется заслуженным авторитетом у работников предприятия, коллег по отрасли и руководителей других авиаприборостроительных компаний.

– Главное, за счет чего нам удалось преодолеть трудности, – это сильный, профессиональный коллектив и четкая программа развития, – говорит первый заместитель генерального директора Николай Мушегович Степанян. – Со сложностями нам, конечно, пришлось столкнуться немалыми. В советские времена, например, авиастроители в месяц выпускали по шестьдесят новых самолетов для гражданской авиации. А сейчас в год строится не больше пятнадцати. Огромная разница! 

Не снижать темпов развития и увеличить количество производственной продукции в ближайшие годы вдвое – главная стратегическая задача руководства ОАО «Техприбор» сегодня. За счет своих резервов предприятие намерено построить новые производственные мощности. Также предстоит дальнейшая модернизация цехов, предстоит закупить дополнительное современное оборудование, которое позволит выпускать более качественную продукцию и значительно снизить трудоемкость изготовления.

Без заказов, как показывает практика, «Техприбор» в ближайшие десятилетия точно не останется.

 

Владимир Афанасьев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-1
20 апреля
суббота
+1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь