Мнения и комментарии

Он едет в поезде на Чаттанугу

02 сентября

Представьте себе актёра, который начинал карьеру в команде КВН и попутно снимался в кино у самых именитых режиссёров. Золотого медалиста алма-атинской школы, получившего диплом вуза по специальности «физика быстропротекающих процессов» и вновь поступившего, но уже в театральное училище. Лицедея, который в своей артистической карьере мог играть Павла Первого и Владимира Ленина, Николая Бухарина и отца «Моей прекрасной няни», Кащея Бессмертного и Фёдора Михайловича Достоевского. И, наконец, чтобы окончательно завершить разговор об уникальности нашего юбиляра, стоит напомнить о таком факте: Александр Георгиевич – единственный актёр, снявшийся в обеих версиях «Мастера и Маргариты». В версии Юрии Кары он стал Коровьевым, в сериале Владимира Бортко ему доверили роль Азазелло.

И это всё о нём – Александре Филиппенко, чья фактурная внешность вкупе с невероятной внутренней способностью к трансформации так манит режиссёров всех поколений и разной меры таланта. Ещё на заре своего славного пути на актёрской стезе Филиппенко играл любой эпизод так, что он запоминался раз и навсегда. Помните солдата-уникума из «Бумбараша»? Или лже-Санько из легендарного сериала «Рождённая революцией»? А были ещё роли артиста в фильмах таких режиссёров, как Алексей Герман (доверивший ему фактически роль своего отца в «Моём друге Иване Лапшине») и Семён Аранович («Противостояние», «Торпедоносцы»), Юрий Озеров и Игорь Таланкин, Никита Михалков и Марк Захаров, Василий Ордынский и Андрон Кончаловский.

Перечислять можно долго, ибо фильмография артиста насчитывает более 80 названий картин, снятых в разные времена и в разных жанрах. Но везде Александр Филиппенко заметен и ярок, а самое главное – не похож ни на кого, кроме самого себя. При этом, глядя на его персонажей, никак не ощущаешь, что перед тобой – маска, личина, надетый на себя образ. Даже жутковатое явление в образе Смерти в мюзикле «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» Филиппенко обставил таким образом, что веяло с экрана воистину замогильным холодом и ужасом от обыденности тех слов, которые произносил в кадре персонаж.

Интонация – вот ключевое слово для характеристики артиста, которому, как теперь ясно, подвластен любой текст, любой характер, любая эпоха. До сих пор помню, как он давал интервью более дюжины лет назад. Любой вопрос Филиппенко повторял на разные лады, словно вылавливая в паузах скрытый смысл. Видимо, «физическое» научное прошлое давало о себе знать. Но, как только смысл был обнаружен, начиналось отдельное представление в виде ответа на вопрос. Наш диалог он подытожил неожиданным заявлением: «Я ещё не еду с ярмарки».

Наш юбиляр играет со словами и предложениями, как классный футболист с мячом, словно жонглируя ими, пробуя на вкус, звук, наблюдая за производимым аудиоэффектом. У Александра Филиппенко есть редкое качество для нынешних артистов. Он чувствует текст так, как будто сам является его автором. И потому так естественно звучат из его уст с эстрадных подмостков новеллы Довлатова и Солженицына, Зощенко и Жванецкого. И, конечно, не кто иной, как Филиппенко мог так произнести тот знаменитый монолог «Козёл» на саксе» из пьесы Славкина «Взрослая дочь молодого человека» в телевизионной передаче «Вокруг смеха», что целое поколение запомнило его раз и навсегда. И благодаря Александру Филиппенко мы вместе с ним до сих пор едем в поезде на Чаттанугу… И конечной остановки, слава богу, не видно.

Сергей Ильченко, обозреватель «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+8
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+7
Умеренный дождь
31 мартa
воскресенье
+7
Облачно