«Окно в Европу» распахнули для дебютантов - Невское время
RSS

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Окно в Европу» распахнули для дебютантов

Вырваться к прохладе Финского залива, ясному небу и новым фильмам гостям и участникам фестиваля оказалось непросто. Из-за удушливой мглы, накрывшей Москву, отменили все рейсы, билеты на поезд тоже оказались проблемой. Но в назначенный час измученные жарой и долгим путешествием кинематографисты все же собрались в кинотеатре «Выборг-палас». Президент фестиваля Армен Медведев вместо заготовленных слов о том, что на теплый прием выборжцев деятели кино готовы ответить жаром своих сердец, пожелал фестивалю «свежего ветра нового российского кино».

Открылся фестиваль премьерой фильма Веры Сторожевой «Компенсация». Динамичная, захватывающая драма о том, что никакой поступок не остается без последствий, особенно если речь идет об оставленных детях. Эту истину пришлось испытать на себе герою Гоши Куценко, которому решили отомстить подросшие дочери от первого брака, оставшиеся сиротами после смерти матери. Проблема отца и детей получилась особенно достоверной благодаря игре трех совсем юных актрис – Ирины Горбачевой, Анфисы Медведевой и Полины Куценко. Наверное, присутствие в кадре собственной дочери помогло Гоше Куценко избавиться от привычного образа и появиться в новом качестве.

Новизны и свежести на фестивале ждут в первую очередь, конечно же, от дебютантов, которых на этот раз в Выборге хватает. Это Иван Савельев с фильмом «Каденции» с участием Ингеборги Дапкунайте, Клавдии Коршуновой, Марии Мироновой, «Зона турбулентности» – режиссерский дебют киноведа и продюсера Евгении Тирдатовой, «Неадекватные люди» Романа Каримова, «Южный календарь» Дениса Карро с Алексеем Девотченко в главной роли. В игровой конкурс по примеру Каннского фестиваля включена и полнометражная анимация – «Носферату. Ужас ночи» Владимира Мариничева, это тоже дебют.

Немало дебютантов также в программе «Выборгский счет», где для всенародного голосования зрителей представлены работы, уже отмеченные на других фестивалях. Это «Обратное движение» Андрея Стемпковского, «Пропавший без вести» Анны Фенченко, «Другое небо» Дмитрия Мамулии.

А вне конкурса как специальное большое событие был показан режиссерский дебют Людмилы Гурченко «Пестрые сумерки» – о судьбе гениально одаренного слепого музыканта, которому помогает некогда знаменитая и очень одинокая актриса. Впрочем, сама Людмила Марковна призналась, что начисто лишена режиссерских амбиций. Так сложились обстоятельства, что перед самым началом съемок этого выстраданного ею фильма, возникшего из реальной истории дружбы со слепым от рождения пианистом и певцом Олегом Аккуратовым, проект покинул режиссер. Пришлось самой браться за дело.

– В нашем фильме все очень просто, – предупредила Людмила Гурченко зрителей, – в нем нет ни взрывов, ни пожаров, ни детективных интриг, ни даже секса. Только музыка и желание одного талантливого человека помочь и поддержать другой талант, вот и все.

После просмотра зал единодушно ответил неувядающей звезде искренними аплодисментами. Особенно когда актриса, что называется, «зажгла» и устроила импровизированный концерт, восхитив еще раз всех своей невероятной музыкальностью, гибкостью и темпераментом.

– Людмила Марковна – солнце нашей кинематографии, – растроганно сказал Армен Медведев. А Роман Балаян, у которого Гурченко так замечательно когда-то сыграла в «Полетах во сне и наяву», признался:

– Люся, ты моя прекрасная леди. Больше всего ты меня поражаешь тем, что над тобой не властны ни режиссеры, ни обстоятельства, ни время – ты всегда остаешься сама собой.

 

// Ольга Галицкая, киновед, специально для «НВ»
Версия для печати
Читать в Яндекс.Ленте