Мнения и комментарии

Необходимо возвращение к традициям

25 ноября

Вся история российского образования, в том числе школьного, пронизана духовностью. Можно сказать, что именно духовность сформировала и наше образование, и вообще всю историю нашей страны.

Сейчас мы пожинаем плоды того воспитания, которое школы давали детям 10–15 лет назад. Как их тогда воспитывали в большинстве случаев? Им внушали, что главное – сытая жизнь, их делали равнодушными к другим людям, да и вообще ко всему, что не касается их лично. Теперь эти дети выросли, и мы видим, к чему привело то воспитание, – равнодушие в нашем обществе стало считаться нормой. Хотя ещё недавно большинство было согласно с известной фразой «Бойтесь равнодушных!».

Чтобы исправить эти ошибки, чтобы растить следующие поколения детей неравнодушными и думающими не только о деньгах и собственной выгоде, необходимо обратиться к опыту прошлого. До революции в России было много благотворительных организаций, было развито попечительство, когда и школам, и другим социальным учреждениям бескорыстно помогали состоятельные люди. В ХХ веке отношение ко всему этому резко изменилось, благотворительность стала считаться чем-то устаревшим, распространилось мнение, что такая помощь угнетает и унижает тех, кому помогают. Сейчас, правда, эта точка зрения на бескорыстную помощь снова сменилась прежней, и я считаю это очень хорошей тенденцией.

В то же время нельзя забывать, что и в советское время в системе школьного образования было много хорошего, были замечательные инициативы и талантливые педагоги. Благодаря единой образовательной программе, созданной в 1920-е годы, благодаря единым для всей страны учебникам дети в Советском Союзе смогли учиться, не прерываясь, даже во время войны, в эвакуации. Наши предшественники, педагоги ХХ века, сделали очень много для образования, нельзя это недооценивать.

При этом надо помнить, что общественную активность невозможно инициировать принудительно, законами или какими-нибудь приказами. Люди сами должны загореться той или иной идеей – и только тогда они смогут действительно воплотить её в жизнь. А кроме того, любая, самая лучшая новая идея большинством людей поначалу не принимается. Мы это видим и сейчас, когда речь идёт о каких-либо изменениях в школьной программе или во внеклассных занятиях с детьми. Даже если эти нововведения не требуют ни от кого особых усилий.

Например, в прошлом учебном году в некоторых школах ввели традицию: торжественные мероприятия стали начинать с линейки, во время которой звучал Гимн России и поднимался флаг. И очень у многих учителей это вызвало сильное раздражение. Хотя, казалось бы, против этого современные педагоги, любящие брать пример с западных стран, возражать не должны – ведь такая традиция есть в американских и некоторых европейских школах. Но факт остаётся фактом: какие бы изменения в школьной жизни мы ни вводили, всегда есть риск, что учителя их не примут или будут как минимум пассивно саботировать.

Возвращение к традициям очень важно по многим причинам. Современным идеалом считается «человек мира» или даже «человек Вселенной», но быть «человеком мира» и уважать людей из других стран и другой культурной среды невозможно без идентификации со своей страной, без знания собственных традиций. В том числе традиций религиозных, которые мы сейчас тоже пытаемся возрождать и против которых очень резко выступают многие учителя и родители. Хотя без традиционной религии все дети, в том числе и из атеистических семей, оказываются в группе риска, потому что стоит религиозным традициям ослабнуть, как в стране появляются всевозможные секты.

 

А ещё детям очень важно иметь перед глазами примеры людей, на которых они могли бы ориентироваться, героев, с которыми они могли бы ассоциировать себя. В истории России достаточно таких примеров – надо только сделать так, чтобы дети узнавали о них в школах и чтобы рассказы о них были интересными.



Наталья Фёдорова, доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
-1
21 апреля
воскресенье
+1
22 апреля
понедельник
+5
Слабый дождь