Страна и мир

«Нефтяной пузырь» всё равно бы сдулся

27 ноября

Будет ли дальше падать цена на нефть? Вот главный вопрос, на который должны ответить участники конференции стран ОПЕК, открывающейся сегодня в Вене. Наиболее оптимальный способ борьбы с «дешевизной» – это снижение квот на добычу чёрного золота. Но я думаю, что квоты либо не снизят вовсе, либо урежут на очень незначительную величину. Сегодня на долю стран ОПЕК приходится около 33 процентов общемировой добычи чёрного золота. То есть эти страны делают погоду, но – весьма относительно. Кроме того, принятые ранее ограничения, как правило, вообще никем не соблюдались.

Но насколько ситуация на нефтяном рынке опасна для сырьевых держав? Я считаю, что в сложившихся условиях никакой катастрофы нет. Цена на нефть находится на уровне около 80 долларов за баррель. Конечно, это не 32 доллара, как было в конце 2008 года. Однако сегодняшняя цена – вполне удобная величина для большинства крупнейших производителей Ближнего Востока, прежде всего – для Саудовской Аравии. Более того, Саудовская Аравия может спокойно пережить несколько лет падения цены на нефть до 50 долларов за баррель. А уж 80 долларов и подавно не являются проблемой для ОПЕК.

Что касается России, то у нас нефтяные цены важны скорее для правительства, чем для простых россиян. Подавляющее большинство наших граждан в своей повседневной жизни на них вообще не ориентируются. Они работают на своих местах, неважно, государственных или частных, и получают зарплату не за добычу и транспортировку нефти, а за то, что учат, лечат, защищают Родину и так далее.

Если же говорить о российском бюджете, то на ближайший год он свёрстан из расчёта 96 долларов за баррель, но при этом по курсу 37,7 рубля за доллар. А сейчас курс доллара – почти 47 рублей. Так что никакого дефицита в бюджете от мобильной цены на нефть не возникает. Другое дело, что это снижение нефтяных цен будет влиять на сам курс рубля, а значит – на стоимость импорта, на инфляцию, то есть будет способствовать обеднению Российской Федерации в валютном эквиваленте. Но с этим придётся смириться. И винить здесь можно только российское правительство, которому уже 10 лет говорят, что наша экономика больна сырьевой зависимостью. Теперь мы пожинаем плоды.

Несмотря на то что Россия в ОПЕК не входит, наши представители всё же едут на конференцию. С какими целями? Здесь стоит напомнить, что российская нефтедобыча составляет порядка 10 процентов от общемировой и на решения ОПЕК Москва никакого влияния не оказывает. Но даже если мы соединим доли добычи России и ОПЕК, то всё равно получим менее 50 процентов.

Но что будет, если РФ решит в одностороннем порядке уменьшить добычу и повысить цену нефти? В этом случае её моментально заменят другие поставщики. Так что, если будет принято подобное решение, оно ударит исключительно по российскому бюджету (в него начнёт поступать меньше отчислений) и, соответственно, по российскому населению. А на развитие мирового нефтяного рынка снижение нефтедобычи в России абсолютно никакого влияния не окажет.

 

Нам нужно вести переговоры не столько с нефтедобывающими государствами, сколько с финансовым сектором. Он все последние годы усиленно вкладывал свои сбережения в «нефтяной пузырь» и раздул его до нынешних пределов. Правда, этот «пузырь» лопнул в 2008 году, но его надули ещё раз. Теперь он сдувается постепенно, и это вызывает отрицательные эмоции только у тех наивных персонажей, которые верили в то, что нефть действительно может стоить 100 долларов за баррель. Рано или поздно с этой иллюзией пришлось бы расстаться.



Никита Кричевский, экономист
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.25
0.189 (-0.2%)
Курс Евро
99.36
0.215 (-0.22%)
Погода
Сегодня,
23 апреля
вторник
+4
Слабый дождь
24 апреля
среда
+6
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь