Культура

«Не оставляйте стараний, маэстро!»

12 сентября

Порою кажется, что он просто родился со скрипкой или дирижёрской палочкой в руках, – так уверенно и элегантно знаменитый музыкант всегда держится на любых концертных подмостках. Считается, что музыку можно слушать с закрытыми глазами, но только не в том случае, если на этих самых подмостках выступает наш юбиляр. Каждый его выход или в роли дирижёра, или в качестве солиста – это не только радость для души и слуха, это истинное зрелище оживающих под изящными пассами рук маэстро звуков и мелодий.

Лёгкость и изящество стиля Владимира Спивакова – лишь видимая часть той многотонной глыбы, имена которой – труд и талант. Не сразу и не вдруг Спиваков пришёл к признанию и вершинам карьеры. Его путь был не прост, и порою на нём встречались рытвины и ухабы, а иногда возникали соблазны свернуть в сторону вроде искушения эмигрировать за границу, как делали это в прежнюю эпоху многие его коллеги. Всё-таки правы те, кто утверждает, что характер любого человека формируется с детства. Иначе как оценить одно из самых ярких событий в жизни юного скрипача Владимира, воспитанника знаменитого Музыкального училища при Ленинградской консерватории, когда он отправился заниматься в секцию бокса (!), чтобы научиться давать сдачи своим обидчикам. Ведь тому, кто держит в руках творение Амати или Страдивари, руки надо беречь прежде всего.

Однако научился. И очень часто и в прямом, и в переносном смысле давал сдачи. При этом очень редко Владимира Спивакова можно увидеть огорчённым, расстроенным, сердитым. Возникает полное ощущение, что он улыбается всегда. Даже тогда, когда исполняет сложнейшие партии. Но это всего лишь иллюзия, ибо более сосредоточенного и умеющего концетрироваться на исполнении музыканта нынче трудно сыскать. Наверное, поэтому в его послужном списке так много наград, премий и званий. А выступать вместе с ним почитали за честь лучшие дирижёры мира – от Мравинского и Светланова до Аббадо и Маазеля.

Собственные желания играть то, что хочется и нравится, Владимир Спиваков давно удовлетворил, создав из друзей-музыкантов камерный оркестр, известный всем под названием «Виртуозы Москвы». И когда он вместе с коллегами оказывается на сцене, то фейерверкам и сюрпризам нет конца. Только он может позволить себе завершить исполнение польки Штрауса открытием бутылки шампанского прямо за дирижёрским пультом. И только Спиваков может, ничуть не кривясь от высоколобого снобизма, согласиться на фото с полуобнажённым торсом в позе Шварценеггера, справедливо полагая по Чехову, что в человеке всё должно быть прекрасно. А уж общаться с нашим юбиляром – одно удовольствие. Его язык очень остр, а память хранит множество историй и анекдотов.

Легенда гласит, что великий Леонард Бернстайн, восхищённый солированием Спивакова на скрипке и зная о его дирижёрских амбициях, подарил Владимиру Теодоровичу собственную дирижёрскую палочку. С тех пор он выходит дирижировать только вместе с ней. И в этом жесте есть высший музыкальный и символический смысл. Так передают эстафету друг другу те, кто понимает музыку как наслаждение и радость жизни. И то, что музыка не может быть серьёзной или лёгкой. Она может быть либо плохой, либо хорошей. И когда мы видим на афише имя Владимира Спивакова, то прекрасно понимаем, что, если мы попадём на его концерт, нас ждёт именно та музыка и именно то её исполнение, которое принесёт с собою невообразимый каскад положительных и запоминающихся эмоций. И пусть будет так всегда, дорогой маэстро Спиваков! Не выпускайте скрипку и палочку из своих рук!

 

Сергей Ильченко, Фо­то ИТАР–ТАСС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+9
Ясно