Культура

НАТЕЛА ТОВСТОНОГОВА: "ПОДОЗРЕВАТЬ БРАТА В СВЯЗЯХ С КГБ - АБСУРД!"

13 апреля
Художественный руководитель московского театра "У Никитских ворот" Марк Розовский в канун своего 70-летия опубликовал мемуары под необычным (для мемуаров) названием "Дело о "конокрадстве". Рассказ в них идет о постановке в Ленинградском Большом драматическом театре спектакля "История лошади", поставленного по повести Льва Толстого "Холстомер". Спектакля, имевшего колоссальный успех во всем мире... В своей книге Марк Григорьевич, по сути дела, обвиняет легендарного главрежа БДТ Георгия Товстоногова в том, что тот присвоил себе созданный им, Розовским, шедевр.
Мемуары всколыхнули театральную общественность обеих столиц. Возмущению, кажется, не было предела, но через месяц-другой страсти поутихли. И наверное, не стоило бы возвращаться к напечатанному, если бы обвинения в адрес Товстоногова не продолжали тиражироваться в СМИ. Родная сестра Георгия Товстоногова Натела Александровна (вдова народного артиста СССР Евгения Лебедева, сыгравшего в "Истории лошади" главную роль), долго хранила молчание...
- Увы, я обязана высказаться по этому поводу. Считаю это своим долгом, - заявляет Натела Александровна. - Меня поражает, насколько лживы обвинения Розовского. И молчать в этой ситуации - значит согласиться с ним... Товстоногов подключился к спектаклю "История лошади" только тогда, когда уже надо было прекращать над ним работу. Спектакль мог вообще не выйти. И это сейчас может подтвердить Олег Басилашвили, который, слава Богу, жив. Первым отказался репетировать именно Олег Валерьянович, когда уже началась работа над второй частью. Следом за ним стали возмущаться Евгений Лебедев, Валентина Ковель.
- Что же не устраивало актеров?
- Розовский начал слишком вольно обращаться с произведением Льва Толстого. Он не справлялся как режиссер. Принести в театр свежую хорошую идею не гарантия того, что получится ее красиво реализовать. В этой ситуации Товстоногову оставалось одно из двух - или закрывать спектакль, или самому доводить его до конца. Бросать было жалко - затрачено очень много времени и труда. Целый год только и занимались "Холстомером", не отвлекаясь ни на другие репетиции, ни на концерты. А из уст Розовского звучит, что Георгий Александрович увидел, как что-то начало получаться, и тогда пришел в спектакль. Ложь!
Еще как-то Марк заявил, что никогда на афишах не ставили его фамилии, а ведь он, мол, и режиссер, и автор идеи, и музыки, и пластики. Неправда, имя Розовского в афишах было. А если уж говорить по справедливости, то всю пластику в спектакле поставил Лебедев.
- Еще что-то задело вас в книге?
- Да там просто гнусная политическая клевета. Розовский изображает Товстоногова прямо секретарем ЦК, говорит, что боялся ему что-либо сказать поперек. И именно поэтому он решил расправиться с ним после смерти?.. Но боялся-то он вспышки эмоций и только. Товстоногов был гоним гораздо больше, чем тот же Марк. Розовским органы не интересовались. А наша квартира прослушивалась 24 часа в сутки, я об этом слышала по телевизору. Тогда ни Георгий Александрович, ни Лебедев этого не знали. Товстоногов знал другое, что идет прослушка телефона, что машина следовала за ним на всем пути от театра до дома. Периодически его вызывали в КГБ, предлагали подать заявление об уходе - репертуар БДТ властям казался неприемлемым. Сердце, естественно, от этого здоровее не становилось. Но Товстоногов не хотел показывать в театре, что он уязвим до такой степени, он считал, что лишние знания о его неустойчивом положении могут создавать в коллективе нестабильную ситуацию. Внешне он оставался спокойным, уверенным, и потому рождалось ощущение его всесильности.
- Есть устойчивое мнение, что Товстоногов был диктатором. И не все молодые режиссеры могли выдерживать его давление: чтобы чего-то добиться, они вынуждены были уезжать в Москву или в провинцию.
- Я что-то не заметила, чтобы кто-то уехал. Разговоров может быть сколько угодно. Но у Георгия Александровича была такая установка: он ответственен за все, что выходит в театре. И он бы не выпустил спектакль ниже определенного уровня. Хорошо это или плохо - это уже тема отдельного разговора. А что касается плагиата... Я бы сказала, он предпочитал больше отдавать, чем брать. Было много случаев, когда ставил он, а подписывал именем того, кто репетировал до него. Например, был такой спектакль - "Цена". Могла ли быть его режиссером Роза Абрамовна Сирота? Самостоятельно она спектакль не могла поставить, но Товстоногов дал ей возможность поставить свое имя на афишах. Такое бывало не раз... А еще Розовский пишет, что Лебедев специально какую-то интригу затеял. Лебедев был сложный, требовательный к себе и другим, порой неудобный в работе человек, но он не был интриганом.
- Могли вы ожидать от Розовского такого выпада?
- Пожалуй, нет. Я не представляла себе такой меры неправды. Появление книги было для меня ударом. Я была возмущена. И эта лживая линия про КГБ... Розовский негодует: мол, почему его спектакль не выпустили за границу, и связывает это с Товстоноговым. Но это полный абсурд - подозревать Георгия Александровича в том, что он мог бороться с Марком через КГБ.
- Когда они работали вместе, предполагался в этом человеке какой-то протест?
- По-моему, у Марка возникла фантазия, что ему в качестве советчика никто не нужен. Он уверился в своей непогрешимости как режиссер, и его просто занесло.
- Вы собираетесь подавать в суд на Розовского?
- Пока я никаких мер не предпринимаю. Причина? Выходит второй том книги о Товстоногове "Собирательный портрет". Первый том появился в прошлом году. Так вот, оказывается, на репетициях у Товстоногова (когда уже Розовский просто сидел в зале) присутствовал ассистент Лосев, который весь ход репетиций подробно записывал. Для суда эта книга явится убедительным аргументом. Я или не я, но кто-то будет выяснять отношения с Марком.
- Вы встречали тех людей, которые согласны с Розовским?
- Его ближайшее мафиозное окружение разделяет его мнение. Вся театральная Москва возмущена. Но сейчас люди в основном внутренне равнодушны, они выражают свое несогласие больше кулуарно. Но все понимают, кто есть кто. За эти двадцать лет Розовский уж что-нибудь да мог бы поставить значительное, но этого же нет! Такого уровня спектакли, как "История лошади", он не ставил. И не поставит, смею вас уверить.
Беседовала Елена ДОБРЯКОВА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.29
0.04 (0.04%)
Курс Евро
99.56
0.196 (0.2%)
Погода
Сегодня,
24 апреля
среда
+3
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+11
Облачно