Мнения и комментарии

Нам поможет алкогольный тайм-менеджмент?

14 мартa

Продолжается обсуждение инициативы ужесточить запрет на торговлю алкоголем в Петербурге

Каждая новая генерация чиновников пытается решить проблему алкоголизации населения так, словно только им впервые в мире пришло в голову заняться этим вопросом. Из этого наивного представления рождаются не менее наивные проекты вроде нынешнего: сократить время продажи алкоголя и тем самым уморить зеленого змия. Увы, над проблемой злоупотребления алкоголем люди думают уже не одну тысячу нет – и додумались только до того, что универсальных и тем более простых рецептов здесь нет.

 «Тот, кто ест в одиночестве, мертв. Но не тот, который пьет один», – как-то пророчески, что теперь очевидно, написал Жан Бодрийяр. Почему? Возможно, слова французского философа удачно обозначают существующий сегодня разлом между едой и алкоголем: если еда часто оказывается перекусом в одиночестве, то питие обнаруживает себя как объединяющее событие – не только пьющих друг с другом, но и каждого по отдельности выпивающего с самим собой. Одиночество переживается в отсутствии или слабой связи человека с собой — в этом случае он нуждается во внешних заполнителях внутренней пустоты. Этим объясняется разнообразие и востребованность искусительных зависимостей, каждая из которых становится таковой, когда преодолевается определенная норма в ее отношении. 

Есть ли такая норма в отношении алкоголя? Во всяком случае, попытки местных властей ужесточить регламент торговли алкоголем выглядят насильственным нормированием его потребления в условиях социального бессилия, а также признанием недееспособности индивида в его персональном деле противостояния зависимости.

В аргументах касательно необходимости запрета на ночную торговлю алкоголем в числе основных риторик звучит следующее: истинно нуждающийся в алкоголе всегда найдет, что ему выпить, а вот еще сомневающихся граждан запрет остановит – кто успел, тот успел, кто не успел, тот пойдет спать и спасет себя тем самым для трудового подвига следующего дня. По-видимому, подобный запрет сделает алкоголизацию процессом планируемым – а поскольку большинство людей тяготеет к спонтанности в деле такого приятственного времяпровождения, то население, видимо, поделится на две категории: одни бросят пить в неположенное время, другие изобретут алкогольный тайм-менеджмент.

Впрочем, это достаточно оптимистичный прогноз. Можно пытаться создать внешние условия для благополучной канализации проблемы – чем власти и пытаются заниматься, но сама проблема при этом никуда не исчезает. Попытка объяснить пьянство русского человека исключительно климатическими реалиями проваливается, ибо практически любая цивилизация знает как алкогольные напитки, так и последствия злоупотребления ими. На островах Кабо-Верде, которые прославила ныне уже покойная Сезария Эвора, в полурайских условиях моря, солнца и пальм, повсеместное пьянство является вполне обыденным явлением: безработица, отсутствие каких-либо социальных гарантий, достаточно высокая плотность проживания да явная туманность жизненных перспектив даже при прикладывании колоссальных усилий к преодолению наличествующего положения дел – и «святое дело» алкоголизма обнаруживает себя как занятие достойное во всех отношениях. Пьющий ведь никогда не одинок – он неожиданно, пусть и временно, находит свое место в той реальности, которая его отвергает, пока он трезв. Пьяному море становится по колено, потому что он это море игнорирует и в некоторой степени подчиняет себе. Одиночество ведь не в том, что человек один, – иначе бы не было неизбывной темы одиночества в ситуации, когда люди существуют, живут в коллективах рабочих, коммунальных и даже в семье. Одиночество становится актуальным при двух условиях: реальность слишком жестока и репрессивна, а собственное Я слишком слабо и не выступает безусловной точкой опоры. Ближний при этом оказывается одинаково дальним – ему ведь не менее тяжело. А тут алкоголь – он преодолевает одиночество, пролагая новые-старые пути к себе и ближнему, смягчает реальность, делает мир красочнее и нежнее. Устоять трудно, соблюдать норму и того сложнее. Но предлагаемая внешняя регламентация употребления алкоголя, без внутренней расположенности каждого в отдельности человека к сокращению его потребления, не повлечет за собой то, о чем мечтается – минимизации желания выпивать, ибо, когда желание есть, оно найдет пути-выходы.

Получается, по-настоящему добиться сокращения употребления алкоголя возможно только при введении совокупности мер по изменению социальной, культурной, экономической ситуации – а это настолько сложно, что легче устраивать запретительные акции – пока в достаточно легком, но уже весьма дискуссионном виде. Далеко ли тут до «сухого закона»? Трудно сказать, ведь, к сожалению, исторический опыт имеет тенденцию забываться, особенно в глазах обладающих ресурсами для его воспроизведения.

Ирина Сохань, доцент кафедры прикладной политологии НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+7
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+8
Слабый дождь
31 мартa
воскресенье
+6
Облачно