Общество

На произвол судьбы никто не брошен…

16 июля

Что меняется и что будет меняться в российских тюрьмах

В конце июня Институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России, расположенный в Пушкинском районе, отметил своё 20-летие. В дни празднования в соответствии с указом президента «Об учреждении знамени Федеральной службы исполнения наказаний, знамён её территориальных органов и образовательных учреждений профессионального образования» учебному учреждению было передано знамя института. Торжественную церемонию провёл начальник управления кадров ФСИН России полковник внутренней службы Михаил Винокуров. 

Возросла ответственность руководства института за выполнение поставленных президентом задач. В частности, за реализацию утверждённой в 2010 году распоряжением правительства Российской Федерации концепции развития уголовно-исполнительной системы. Крайний срок выполнения её задач – 2020 год. О том, что представляет собой концепция и насколько она меняет жизнь сотрудников ФСИН и заключённых, рассказал начальник института полковник внутренней службы Сергей НАЗАРОВ.

– Многие полагают, что речь в концепции идёт либо только об осуждённых, либо о строительстве новых исправительных учреждений. На самом деле эта программа охватывает целый ряд вопросов, которые касаются социальной и психологической, воспитательной работы в местах лишения свободы, развития системы постпенитенциарной помощи освобождающимся лицам, модернизации и оптимизации системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов. Последнее предполагает сокращение численности работников пенитенциарных учреждений, которое сейчас завершается. Сокращение коснулось 40 тысяч человек из 225 276. Это осуществлялось в связи с оптимизацией штатных структур военизированных организаций и необходимостью повысить денежное довольствие сотрудникам ведомства. Изменяется и политика государства по отношению к осуждённым по уголовным статьям. Она предусматривает сокращение численности заключённых и переход к наказаниям, не связанным с изоляцией. 

На 1 февраля 2014-го в учреждениях УИС содержалось более 674 тысяч человек, что на 3,1 тысячи меньше, чем было к началу года. А в целом число заключённых сокращается уже несколько лет. По данным Международного центра изучения тюрем, озвученным в конце прошлого года, Россия оказалась на 10-м месте в мире по числу заключённых на 100 тысяч человек. До этого долгое время мы были вторыми после США. 

– Сотрудники каких подразделений ФСИН были сокращены? И не понизит ли это сокращение уровень контроля за порядком в местах заключения?

– Сокращение затронуло все службы и подразделения и прошло в пределах 15 процентов. В службе заранее разрабатывались альтернативные методы надзора и контроля. Ставку сделали на внедрение современных интегрированных систем безопасности. Уже сейчас в исправительных учреждениях устанавливают дополнительные световые и звуковые сигнализации и датчики, в том числе лучевые, которые срабатывают при пересечении запретных зон. Кроме того, наращивают высоту заборов, делают их труднопреодолимыми. Внедряются новые системы видеонаблюдения во всех помещениях, где содержатся обвиняемые, подозреваемые и осуждённые, а также на всех постах, где несут службу сотрудники. Предусмотрена и система контроля управления доступом: сотрудники имеют право заходить только на те объекты, где им положено находиться по роду службы. 

 Интегрированные новейшие системы безопасности соединены в единую сеть, управляются с одного пульта и контролируют доступ сотрудников и заключённых при помощи биометрических параметров: по отпечаткам пальцев, контрольным точкам лица, сетчатке глаза. Систему УИС ждут и структурные изменения. В службе планируется создать ряд новых управлений: инженерно-технического, информационного обеспечения, связи и вооружения, существовавшее ранее, но упразднённое. Оно же будет заниматься разработкой и обеспечением выполнения плана информатизации ФСИН России. Структура создаётся за счёт уже существующих штатов. Начнут работу управления организации производства и трудовой адаптации осуждённых, а также структура по психологической работе с сотрудниками УИС и заключёнными. 

– Слышала об эксперименте по перевоспитанию заключённых, который начала ФСИН. В чём он заключается?

– Сегодня в колониях отбывают наказание 556 тысяч человек. Больше половины из них – 375 тысяч – рецидивисты. Для того чтобы переломить эту устойчивую тенденцию, наше ведомство начинает эксперимент по созданию принципиально новых условий для арестантов: в колониях будут развёрнуты центры исправления, в которых постараются найти свой подход к каждому осуждённому. В пилотном проекте участвует пять колоний разных видов. В Коми и Башкортостане эксперимент проходит в колониях строгого режима для лиц, уже отбывавших наказание. В Красноярском крае задействованы две колонии: одна строгого режима, другая – общего. В обеих содержатся осуждённые, впервые попавшие в места лишения свободы. Кроме того, в Иркутской области эксперимент проходит в женской колонии. 

В ходе подготовки эксперимента мы пришли к выводу, что можно без ущерба перераспределить силы внутри самих колоний. В частности, планируется убрать офицерский состав из центров трудовой адаптации – мастеров, начальников цехов. Они будут переведены в центры исправления осуждённых.

Офицеры, которые сейчас служат в центрах трудовой адаптации, то есть на производстве, придут в отряд и будут работать непосредственно с осуждёнными. Эти офицеры уже не будут привязаны к производству, и заключённые перестанут быть для них рабочей силой. Мы воспринимаем труд в местах лишения свободы не как коммерцию, а как одну из составляющих исправления осуждённого, его социализацию. На производстве он зарабатывает деньги, на которые мог бы жить после освобождения. Кроме того, заработав, человек сможет выплачивать исковые требования потерпевшим. А полученная профессия поможет ему устроиться на свободе.

– Внедрение новых технологий и сокращения – большая психологическая нагрузка и для тех, кто останется, и для тех, кому пришлось или придётся ещё уйти… Какая работа проводится с сотрудниками, попавшими под сокращение?

– Могу сказать на примере нашего института. Сотрудникам, попавшим под сокращение, предлагались имеющиеся вакантные должности аттестованного состава, а также гражданского персонала. Половина согласилась и в настоящий момент продолжает работать в коллективе, но с другими обязанностями. Часть людей, имеющих выслугу, перешла на вольнонаёмные должности. Естественно, что кто-то ушёл в другие структуры. В любом случае психологическую поддержку сотрудникам оказывают штатные психологи. Никто на произвол судьбы не брошен. 

– Будет ли сокращаться численность исправительных учреждений и каким образом планируется использовать высвобождающиеся здания и территории?

– Первыми работу начинают ликвидационные комиссии, которые совместно с Росимуществом разрабатывают предложения по дальнейшему использованию имущества, оставшегося после ликвидации. Затем пакет документов идёт в правительство России, где и подписывается распоряжение. Радикальные меры в основном принимаются в отношении тех учреждений, которые находятся в труднодоступных местах, куда сотрудников приходится возить, а осуждённых сложно доставлять. Те, где нет внутренней и внешней инфраструктуры или она разрушена настолько, что государственные затраты на восстановление будут слишком высоки. 

Вторым вариантом рассматривается перенос исправительных учреждений и следственных изоляторов за пределы крупных городов. К этому ведомство готово приступить уже сейчас, но не может из-за недостатка средств на строительство. ФСИН сегодня предлагает бизнес-структурам строить следственные изоляторы и тюрьмы за свой счёт, а за это получить высвободившиеся земли и здания. Однако желающие пока не находятся. По этому варианту руководство ФСИН прорабатывало перенос следственного изолятора из центра Екатеринбурга за пределы города. Рассматривалась возможность переоборудования известного московского следственного изолятора «Бутырка» в культурный центр и музей. Запланирован переезд питерского следственного изолятора «Кресты» в Колпино. 

Однако с масштабным проектом переноса тюрем пока не получилось: построить новую тюрьму – слишком дорогое дело. До реальной стадии, кроме Петербурга, дошли только в Башкирии. Там недавно местные власти подписали договор о сотрудничестве с ФСИН, предполагающий перенос СИЗО из центра Уфы в Иглинский район. Но «Кресты-2» в любом случае станут примером для всех остальных изоляторов. Новый следственный изолятор построят в 2015 году.

– Какими будут «Кресты-2»?

– Строительство новой тюрьмы идёт в пригороде Санкт-Петербурга, в Колпино, по адресу: Лагерное шоссе, 1. По плану на 35 гектарах там будет размещён изолятор на четыре тысячи мест – два восьмиэтажных здания в форме крестов. Изначально, ещё в первых «Крестах», такая планировка была выбрана для того, чтобы в течение дня солнце могло заглянуть в каждую камеру. По периметру территорию окружат 6-метровым монолитным бетонным забором с противоподкопной системой. Рядом построят комплекс со спортивными залами и медпунктами, два жилых дома для сотрудников СИЗО и банно-прачечный комбинат. Корпуса зданий уже построены. В новом СИЗО будут использованы все самые современные технологии. Между корпусами предусмотрены движущиеся дорожки, как в супермаркетах или аэропортах. На каждого заключённого придётся не менее 7 квадратных метров. Это соответствует европейским рекомендациям. В корпусах изолятора будет оборудовано четыре больших зала судебных заседаний. А отправлять туда посылки можно будет и по интернету.

Что будет на месте старого изолятора, гадать не хочу. Перестраивать в «Крестах» вряд ли кто-то позволит, это памятник архитектуры. Решение если и будет, то принимать его должны и в Москве, и в Петербурге.

 

Беседовала Татьяна Шаповалова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
24 апреля
среда
+5
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+11
Облачно