Культура

«Музыку к «Трём мушкетёрам» написал, не читая Дюма»

10 апреля

Композитор Максим Дунаевский рассказал, почему приличные мюзиклы в России есть, а настоящих хитов – почти нет

Максим Дунаевский как-то признался, что фильм «Три мушкетёра» стал для него тем же, чем «Весёлые ребята» для его отца – композитора Исаака Дунаевского: если употребить заезженную фразу, то наутро он проснулся знаменитым. Потом он напишет музыку к ещё почти четырём десяткам фильмов и мультфильмов (помните: «Я водяной, я водяной, поговорил бы кто со мной…»?), станет автором семи мюзиклов и оперы «Саломея, царица Иудейская»…

– Максим Исаакович, с 11 апреля в Петербурге на сцене Мюзик-холла будет идти ваш новый мюзикл «Алые паруса». Что вдохновило вас написать на эту тему?

– Музыку к «Алым парусам» я написал лет пять назад, а может быть, и больше. Скажу вам честно, книгу я прочитал уже в процессе работы над музыкой. А вдохновила, как всегда, случайность. Просто я увидел необыкновенно талантливую девочку, лет 13–14, которая прекрасно танцевала и пела, и предложил её папе поставить для неё что-нибудь интересное. Например, «Алые паруса». И вот так из ничего родилась идея этого мюзикла. Девочку зовут Александра Шерлинг, она дочь режиссёра и композитора Юрия Шерлинга. Сейчас она уже выросла, стала интересной джазовой певицей, лауреатом всевозможных международных конкурсов. Хотя мне казалось, что из неё получилась бы хорошая актриса.

Когда известный режиссёр Нина Чусова, одна из немногих умеющая ставить мюзиклы, поставила этот спектакль в Новосибирске, а это уже была третья версия спектакля, она меня тоже спросила, как пришла мне в голову такая счастливая мысль – обратиться к Грину. В Новосибирске стоят очереди в кассу, и билеты распродаются на многие месяцы вперёд. Причём в театр пришла молодёжь, даже школьники, что было трудно ожидать, потому что жанр мюзикла у нас в основном уважаем средним поколением. И я честно ответил, что это не прозрение, не угадывание, а случайное попадание. Вдруг эта тема оказалась сегодня нужной. Зал хлюпает носами, зрителю ужасно нравится. На сегодняшний день мой мюзикл поставили 24 театра. И продолжают ставить.

– Чем петербургская версия спектакля отличается от предыдущих?

– Я абсолютно убеждён, что спектакль «Алые паруса» больше всего подходит Петербургу. У меня есть мечта, чтобы «Алые паруса» шли в Петербурге постоянно, а не на гастрольной основе. Для реализации проекта мы привлекли лучшие силы в России. Одним из авторов постановочной версии был петербуржец Глеб Фильштинский, который выступил в качестве сценографа. Поэтому можно будет заметить на сцене некие «приветы» вашему замечательному городу.

В Петербурге история Александра Грина стала более театральной и изобретательной. Хотя она далеко ушла от литературного первоисточника: образы другие, есть новые герои, но идея осталась неизменной. Идея мечты и её воплощения, для чего надо работать. В этом у нас серьёзное расхождение с Грином, потому что у него жизнь героев просто идёт как идёт. Это очень по-русски: Емеля на печи сидит, мечтает, и всё ему сваливается с неба. В нашем спектакле герои много и серьёзно работают над тем, чтобы мечта осуществилась.

– А Ассоль как у вас работает над воплощением мечты?

– Ассоль душевно работает. Ей необходимо проделать большую работу над собой, над душой. Надо совершенствоваться. Спектакль достаточно жёсткий, потому что у нас Ассоль теряет свою мечту об алых парусах. Она убеждается, что это абсолютно никому не надо. И ей не надо. Она разочаровывается в жизни и опускается на самое дно, но потом она с этого дна поднимается. Моя жизненная идея такова: на дно опуститься не так страшно, страшно там остаться. Надо оттолкнуться от дна двумя ногами и сделать прыжок. Сегодня должна быть эта острота. Без неё невозможно пробудить эмоции. Публику надо заставить и плакать, и смеяться, иначе она будет холодно сидеть слушать.

– Как вы умудрились не читать Грина до работы над мюзиклом?

– А я и «Трёх мушкетёров» написал, не читая книжку. Клянусь вам. Меня в детстве, юности да и сейчас интересовала вообще другая литература. Ни «Алые паруса», ни «Три мушкетёра», ни «Графиня де Монсоро» меня до сих пор никак не трогают, совершенно. Но фильм «Алые паруса» я, конечно же, смотрел. Мне нравится сама идея Грина. Я задумался, что с ней можно сделать на сцене, с музыкой, есть ли здесь повод для создания хитов, как и что артисты могут исполнить… Литература как таковая для меня лишь повод.

– Если верить интернету, у вас возникли разногласия с режиссёром Дмитрием Беловым. Что вам не понравилось?

– Сегодня режиссёр музыкального произведения, каким является опера, мюзикл, оперетта, подходит к реализации замысла с точки зрения своего эгоистического авторского начала. Даже есть такой термин «авторская режиссура». Это когда всё переиначивается, когда начинают тебя ломать, выкручивать, когда герои появляются в немыслимых костюмах, переставляются номера из начала в конец, в середину, потому что режиссёр считает, что так нужно. Для меня это дико. Главный враг композитора – режиссёр. Дима Белов очень фантазийный режиссёр. Да, у нас были стычки, и они до сих пор продолжаются. Я со многими вещами не согласен. Откуда взялись эти костюмы в духе панк, паркурщики… Мне кажется, я сочинил простую историю, как и у Грина. При всех осложнениях сюжета, которые мы сделали, история всё равно простая. Но режиссёр с художником решили пойти против авторов и ушли в модерн. Может, они и выиграли. Это скажут зрители.

– Когда на экраны вышли фильмы «Три мушкетёра» и «Мери Поппинс, до свидания!», вся страна запела эти песни и знала их наизусть. Не замечала, чтобы песни из современных мюзиклов пользовались такой же популярностью. За исключением двух-трёх…

– Я молодым композиторам сегодня говорю, что мне жутко повезло, а им нет. Если бы я родился лет двадцать-тридцать назад, то не стал бы известным. Сейчас все средства информации интересует только «жизнь около» знаменитостей, а радио и телевидение – только деньги. Пробиться сквозь эту стену практически невозможно. Сегодня наверх пробивается самое бездарное, самое примитивное, на потребу массам. Этим и объясняется, что мюзиклы есть, а хитов маловато.

– Многие руководители музыкальных театров убеждены, что в России невозможно поставить мюзикл «класса А», потому что у нас нет ни такого технического оснащения театров, ни достойных голосов. Согласны ли вы с этим?

– Нет, не согласен. Технику сегодня любую можно привести, причём из Европы получается даже дешевле. Что касается актёров, у нас был рекордный кастинг – полторы тысячи человек. И с половиной из них можно делать всё что угодно. Это готовые артисты. Певцы высокого уровня. Теперь каждый театр может совершенно спокойно набрать труппу из поющих актёров.

– Почему, на ваш взгляд, мюзикл стал пользоваться такой огромной популярностью?

– К сожалению, это ещё не так. Популярность ещё не такая, как в Европе и Америке. Хотя публика уже двинулась, шелохнулась в эту сторону серьёзно. Особенно меня радует Петербург, который всегда очень осторожен. И если уж и он не устоял перед мюзиклами, значит, дело двинулось. В Москве очень разношёрстная публика, и по ней трудно ориентироваться. А в провинции большой интерес к этому жанру, больше, чем в столицах.

– Нужно ли строить в крупных городах специальные театры, где мюзиклы будут идти круглый год, или достаточно существующих площадок?

– Нужно строить специальные помещения. Потому что в условиях государственных репертуарных театров мюзиклы не могут составить конкуренцию. Каждый репертуарный театр имеет свою оснащённую площадку, им не надо тратить на это деньги. А мюзиклу надо каждый раз начинать с нуля: свет, звук, режиссура, декорации – это всё ужасно дорого. Поэтому сегодня этот жанр очень редко оказывается в плюсе.

– Смешно ли будет предположить, что наш какой-нибудь самый успешный мюзикл поставят на Бродвее?

– Думаю, это бесполезно. Я пока такого примера не знаю, чтобы наш автор мог пробиться на Бродвее. Я показывал свои мюзиклы в Америке. Они напряжённо это воспринимают, хотя иногда хвалят. В Америке сложилась определённая ситуация с мюзиклами. Там работают только с известными авторами, потому что боятся ошибиться. Хотя и ошибаются, и проваливаются. У них есть определённая формула: они ориентируются на то, что знает и любит американский зритель. У них это всё-таки шоу-бизнес… Только у «Юноны и Авось» был достаточный успех на Бродвее. Но это не значит, что та же «Юнона…», поставленная на Бродвее, имела бы успех. Потому что эта история очень далёкая от того, к чему привыкли американцы. Мы с поэтом Юрием Ряшенцевым сочинили оперу по Оскару Уайльду «Саломея, царевна Иудейская». Но как посоветовал мне один американский продюсер: «Вы придумайте другой финал, потому что отрубать голову Иоанну – так заканчиваться мюзикл не может». Это американцы! У них обязательно должен быть светлый конец. И я его придумал…

 

 

Беседовала Елена Серова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.37
0.103 (0.11%)
Курс Евро
99.53
0.176 (-0.18%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+10
Умеренный дождь
30 мартa
суббота
+8
Умеренный дождь
31 мартa
воскресенье
+8
Облачно