Город

Мост разъединил петербуржцев

18 февраля

Проектная документация нового петербургского моста, уже получившего имя Ново-Адмиралтейский, направлена на государственную экспертизу. Если к проекту не возникнет больших претензий, проверка займет максимум три месяца, после чего можно будет проводить конкурс по выбору подрядчика. Предполагаемое время окончания строительства – 2013 год.

Вопрос – зачем строить – практически не поднимался: все мосты на Васильевский остров традиционно перегружены, а после того как закроют на ремонт Дворцовый, они и вовсе закупорятся. А вот вопрос, что и как строить, решался непросто. Первоначально  в 2006 году городскими властями был принят вариант о строительстве переправы в створе 22–23-й линий Васильевского острова. Однако Управление водных путей требовало пролет в 120 метров, а возведение такого гиганта могло обойтись городу непомерно дорого – в 14,5 миллиарда рублей. К тому же, по словам губернатора Валентины Матвиенко, мы не можем строить чудовище в исторической части города.

В результате генеральным проектировщиком было разработано еще три варианта конструкций будущего моста. Первый оценили в 12,6 миллиарда рублей, но мост в створе 22–23-й линий был бы угрозой памятнику архитектуры – Горному институту. Строительство второго оказалось дешевле, он был сдвинут в створ 24–25-й линий, но и у него нашелся серьезный недостаток: в этом месте на Неве так называемое свальное течение, которое бросало бы проходящие суда прямо на опоры переправы. Третий вариант, который «переносит» мост шириной в 32 метра и высотой в 6 метров в створ 16–17-й линий, и снижает его стоимость до 7,9 миллиарда рублей, был наконец одобрен. По словам главного архитектора города Юрия Митюрева, он явился наиболее экономичным, традиционным и безопасным для судовождения. К слову, в перечень работ входит не только возведение самого моста, но и реконструкция набережных Невы, Пряжки, Мойки, а также строительство двух небольших дополнительных проезжих мостов через Мойку для организации сквозного движения по новой трассе.

Казалось бы, можно ставить точку. Но, во-первых, не решены еще и вопросы с нынешними хозяевами Ново-Адмиралтейского острова (в честь которого назван мост). Эта территория является северной площадкой «Адмиралтейских верфей». Остров принадлежал городу, и его комплексное развитие вошло в Генплан, но, когда съедут с этой территории судостроители, неизвестно. Предполагаемое время их частичной передислокации в Кронштадт – 2012 год – остается под вопросом.

Во-вторых, проект перепланировки этого острова, рассмотренный на Градсовете, принят не был.

Предложенная одним из авторов проекта Марианной Захаровой застройка острова жилыми домами высотой в 21 метр вызвала у членов Градсовета откровенное неприятие. С момента основания Петербурга эти земли использовались только судостроителями, а сейчас их можно превратить в туристическую зону. Здесь хватает памятников архитектуры – Главное корабельное здание, Караульный и Нарядный дома, Малый каменный эллинг, старинная кузница. Важным архитектурным элементом станет и восстановленный храм Спас на Водах.

В третьих, в непосредственной близости от будущего моста расположено более десятка старинных зданий, имеющих статус памятников архитектуры. Проектировщики уверяют, что заказанные ими геологические изыскания показали: характеристики грунтов, на которые будет опираться мост, даже благополучнее, чем у Благовещенского. Но, к примеру, профессор Горного института Регина Дашко считает, что состояние старых зданий на линиях Васильевского острова достаточно плачевно и дополнительную нагрузку они могут не перенести. А сопредседатель президиума совета Санкт-Петербургского городского отделения ВООПИК Александр Марголис возмущен тем, что членов организации даже не поставили в известность об избранном варианте строительства моста, и намерен требовать от руководства КГИОП вынесения этого вопроса на Совет по охране культурного наследия.

Единственное, что более-менее ясно, – облик нового моста. Он будет шестиполосным, длиной в 270 и шириной в 32 метра с двумя тротуарами для пешеходов. Конструкция будет выдержана в стиле ретро петербургских разводных мостов, которые традиционно являются пятипролетными, с опорами, облицованными гранитом, с арочным нижним поясом. Ново-Адмиралтейский мост будет однокрылым, снабженным современной гидравликой. Ажурная ограждающая решетка должна воспроизводить адмиралтейскую символику. На противоположной Васильевскому стороне запланировано два съезда – в сторону Английского проспекта и реки Пряжки.

прямая речь

Михаил Кондиайн, архитектор:
– В этом месте никаких серьезных транспортных магистралей и развязок сделать нельзя, поскольку уличная сеть не способна пропустить много транспорта. Дополнительный мост нужен, но считать, что он будет играть роль большой транспортной артерии, не приходится. Если его расценивать как рядовой мост, есть смысл решить задачу его строительства за минимальные средства и время. Но тогда в ближайшем будущем потребуется еще одна связка в районе Кожевенной линии: либо высотный неразводной мост, либо тоннель для движения автотранспорта.

Михаил Мамошин, архитектор:
– С нами решили поговорить на Градсовете, когда уже все было решено заранее. Практически мы вынуждены были не обсуждать достоинства и недостатки концепции, а принять все к сведению. А ведь строительство такого моста через главную реку города предполагает величайшую ответственность как техническую, так и эстетическую. Утешает лишь то, что петербургская школа мостостроения лучшая в России.

Марина Володина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+9
Ясно