Спорт

«Молюсь перед тем, как сесть в машину»

23 май

 

Знаменитый российский гонщик Виталий Петров рассказал «НВ», как настраивается перед соревнованиями, и вспомнил свой первый автомобиль

После трёх лет в «Королевских гонках» первый российский пилот «Формулы-1» пропускает текущий сезон, но верит, что вернётся в следующем. А пока болеет за российских хоккеистов, взбирается на Эверест и участвует в различных акциях. В Петербург Виталий Петров заглянул, чтобы наградить победителей чемпионата по картингу среди школ нашего города, и заодно нашёл время для интервью «НВ».

– Что для вас значит участие в подобных акциях, общение с подрастающим поколением?

 – Дети, конечно, хотят понимать всё, что я им говорю, но в силу возраста пока ещё не понимают. Поэтому мои слова больше направлены на их родителей. Мой папа сам был спортсменом, занимался боксом, и ко мне предъявлял очень высокие требования: объяснял, заставлял, когда надо было. Случалось, что я ходил на тренировки через «не хочу». Поэтому, рассказывая всё это, я надеюсь, что мой опыт поможет кому-то.

– Сборная России по хоккею с треском проиграла американцам в четвертьфинале чемпионата мира. Знаю, что вы были на первой встрече этих команд на групповом этапе, и тогда наши победили.

 – Да, в первом матче россияне очень легко обыграли американцев, я даже удивился, что наша команда выглядит так сильно. Во втором же было видно, что российские хоккеисты подустали, американцы же, наоборот, как-то смогли собраться духом и перебегать наших ребят. Кроме того, у них просто все шайбы залетали в наши ворота. Невероятно! Даже когда они играли в меньшинстве. 

Во время группового этапа мы переписывались в «Твиттере» с финским гонщиком Хейкки Ковалайненом, с которым в прошлом сезоне вместе выступали за команду «Катерхэм» в «Формуле-1». После того как наши проиграли финнам, он начал меня подкалывать, я ему ответил, что это не конец, чемпионат ещё продолжается, посмотрим, кто будет смеяться последним. В итоге, к сожалению, обе сборные выступили неудачно.

 – В апреле вы неожиданно отправились покорять Эверест. Как вас туда занесло?

 – Познакомился с ребятами, которые профессионально этим занимаются – поднимаются на восьмитысячники. Они предложили мне составить им компанию, я подумал: «А почему бы и нет?» Решили устроить подъём в поддержку Олимпийских игр в Сочи. Было сложно, очень сильно устали, я схватил так называемую горную болезнь: нехватка кислорода, головная боль. В то же время понял, что физически это не так запредельно сложно, как может показаться. Каждый человек, у которого здоровье более-менее в порядке, вполне может попробовать. В итоге поднялись до высоты 5200 метров. Во время подъёма снимали документальный фильм, сейчас он в стадии монтажа и доработки, надеюсь, скоро выпустим.

 – В каких-то соревнованиях по автоспорту в этом сезоне планируете участвовать?

 – Думаю об этом, какие-то варианты возникают, но определённости пока нет. Может быть, попробую себя в ралли или каких-то других гонках. Если будет возможность устроиться тест-пилотом или третьим пилотом в одну из команд «Формулы-1» уже в этом сезоне, я бы с радостью её рассмотрел, хотя тут тоже многое зависит от условий и перспектив. В этом году я, можно так сказать, в свободном полёте. Если что-то по-настоящему заинтересует – могу принять участие. Главное – это возвращение в «Формулу-1» в следующем году и вся связанная с этим работа.

 – В начале этого года вы расстались с менеджером Оксаной Косаченко. Нового ещё не нашли?

 – Ищем. Мы открыты для предложений, общаемся с разными компаниями. К сожалению, на сегодняшний день к нам обращаются только западные компании, ни одна из отечественных пока не предложила какой-то помощи или поддержки. Это обидно, в идеале нам бы хотелось вернуться в «Формулу-1» вместе с российскими партнёрами.

 – В родном для вас Выборге висят плакаты с вашим изображением и словами «До встречи в «Формуле-1» в 2014 году». Это надежда или уверенность?

 – Не только в Выборге, такие же баннеры висят по всей России. Это поддержка болельщиков: люди присылали письма, говорили: нам не нужно никаких денег, просто одобрите эту фотографию, мы хотим разместить такой плакат у себя в городе. Хочу ещё раз сказать огромное спасибо всем болельщикам, я очень ценю их поддержку. Без болельщиков ни один спортсмен не выживет.

 – На следующий год запланирован первый в истории этап Гран-при России в «Формуле-1». У вас есть какая-то информация, точно ли он состоится?

 – Да, там всё отлично. Буквально на днях я встречался с одним из организаторов гонки, изучил проект – у них всё идёт по плану. Олимпийский парк в Сочи, как вы понимаете, уже практически готов, трасса будет сделана вокруг него. Гран-при намечен на осень, так что время ещё есть.

 – Если вы всё-таки не будете участвовать в следующем сезоне, это будет сильный удар по проекту Гран-при России?

 – Сложно сказать, даже не думал об этом. Мне бы очень хотелось выступить на гонке в родной стране, перед своими болельщиками. Если не получится, всё равно в том или ином качестве я буду там присутствовать, может быть, в чём-то помогать организаторам.

 – Как считаете, есть вероятность, что к этому моменту в «Формуле-1» появится другой российский гонщик?

 – Очень сомневаюсь. Конечно, зарекаться нельзя, в этом мире всё возможно, но на данный момент к этому нет никаких предпосылок.

 – Какое самое яркое впечатление у вас осталось после трёх лет в «Формуле-1»?

 – Без сомнений, это третье место и подиум на Гран-при Австралии в 2011 году. Такое не забывается, остаётся с тобой на всю жизнь.

 – Не жалеете сейчас, что после предпоследней гонки того сезона выступили с критикой в адрес руководства своей команды?

 – Никто не застрахован от ошибок. К сожалению, рядом со мной в тот момент не нашлось людей, которые поддержали бы в трудную минуту, вместо этого со всех сторон шёл только негатив. Поэтому я немножко сорвался. Хотя «сорвался» – слишком громко сказано. В том интервью не было ничего криминального, но СМИ сразу же раздули из мухи слона и дали повод «Рено» разорвать со мной контракт. Да, я сказал что-то, чего не должен был говорить. Был молодой, неопытный, немножко вышел из себя. Но, повторюсь, это был сугубо формальный, а не фактический повод убрать меня из команды.

– Как у пилота «Формулы-1» строится день перед гонкой?

 – У всех по-разному, у каждого свои ритуалы. Я зачастую могу лечь поспать днём. Если у меня есть 30–40 свободных минут, я могу отключиться от всего остального мира, включить музыку или просто прилечь и вздремнуть. В день гонки важно быть полностью сконцентрированным, чтобы никто тебя не отвлекал, – общаешься только со своим инженером, которому ты доверяешь, который будет разговаривать с тобой исключительно по делу, а не о чём-то постороннем. Перед тем как сесть в машину, я молюсь. Потом сажусь за руль, закрываю глаза и мысленно проезжаю круг по трассе. Всё, после этого я готов к гонке.

 – Свою первую собственную легковую машину помните?

 – Конечно! Четвёртый «Фольксваген Гольф», объём двигателя 1,4.

 – Сохранили его?

 – Нет, раньше же как было: чтобы купить новую машину, надо продать старую. Знал бы, как всё обернётся, обязательно сохранил.

 – Сталкивались с необычными проявлениями своей популярности?

 – Да, бывает периодически. Летишь, например, какой-нибудь длинный рейс, засыпаешь, и тут кто-нибудь подходит, расталкивает тебя и просит автограф или сфотографироваться. Думают: вдруг потом не получится. И россияне этим отличаются, и иностранцы. Я уже привык. Как-то задумался, а если бы я летел и увидел Лео Месси или Криштиану Роналду или какого-то актёра знаменитого, я бы, наверное, не стал его будить. Хотя…

Беседовал Дмитрий Иванов. Фото AFP
Курс ЦБ
Курс Доллара США
91.69
0.362 (-0.39%)
Курс Евро
98.56
0.085 (-0.09%)
Погода
Сегодня,
05 май
воскресенье
+13
Умеренный дождь
06 май
понедельник
+5
Облачно
07 май
вторник
+6
Облачно