Культура

МИХАИЛ КАЗИНИК: "БОГ ПОЦЕЛУЕТ, НО И УДАРИТ..."

24 октября
Регалии Казиника можно перечислять очень долго. Музыкант, музыковед, культуролог, писатель, режиссер, актер, ведущий эксперт Нобелевского концерта. Родился в Санкт-Петебурге. Рос в Витебске. С 1991 года живет в Швеции, работает в Драматическом институте Стокгольма и Высшей школе бизнеса Скандинавии, пропагандирует классическую музыку по всему миру, например, в Австралии он ведущий музыкальных передач на радио SBS. Родной Питер пока, на удивление, не очень знает Казиника.

УЧИТЕЛЬ ОБЯЗАН БЫТЬ ПРОПОВЕДНИКОМ

- Михаил Семенович, знаю, что вы исследуете природу гениальности знаменитых композиторов - ваши выводы неожиданны и спорны. Я, например, после вашего фильма об Эдварде Григе пробовала найти подтверждение тому, что композитор был очень маленького роста, - и не нашла! Откуда вы черпаете такую информацию?
- Да я это вычислил! Из маленького звука вырастает высокий, широкий аккорд, постепенно он становится величественным, устремленным в космос. Я просто вижу маленького Грига в этих огромных норвежских горах, среди больших плечистых людей, представляю, какой силы преодоление ему надо было совершить, чтобы достичь музыкального величия. Бог поцеловал маленького Грига, но и тут же ударил. Будь маленьким, чтобы стать великим!
- Но разве какие-то отклонения или уродства обязательно должны сопровождать гениев?
- Именно! Непременно! Моцарт был хорош собой, потрясающе обаятелен, нравился женщинам, но у него было слабое, подверженное всяческим болезням тело. В любой момент он рисковал умереть от самой ерундовой хвори. Бог не давал ему в полной мере наслаждаться жизнью... А Бетховен! Молод, полон сил. Все перед ним расстилается щедро - женщины, поклонники таланта, друзья. Но главным для него являлись деньги: он подсчитывал свои гонорары, мелочно пытался уличить служанок в воровстве. Господь не может оставить его в такой суете, ведь Людвиг обязан перевернуть мир! И Бог оглушает его. Бетховен в отчаянии, он пытается покончить с собой... Но остается жить и все более и более глохнет. И по мере этого пишет все более совершенную музыку. А Чайковский! Кто мог еще так божественно воспеть любовь, как он? При этом он втайне мучается от своей наклонности к гомосексуализму. Да, учтите, это все еще и в России, где нравы суровые и каноны чтятся. Он с собой связывает грязь - и тем более чистую, возвышенную музыку пишет...
- Вы уверены, что это внутреннее состояние композиторов надо знать, чтобы понимать музыку?
- Конечно! Эти открытия личностей великих композиторов дают новое осмысление их музыки. Приоткрывается тайна, и все равно она так же глубока и все так же непостижима. Но мы уже прикоснулись к ней, мы протянули ниточку, мы стали не чужими. Об этом я говорю на своих концертах, сопровождая рассказы музыкой на рояле и на скрипке. Думаю, если бы моим примером захотели воспользоваться учителя школ, у нас бы могли поправиться дела с нравственностью, культурой, образованием. Я уверен, что учитель сегодня обязан быть проповедником. Ну посудите сами: что толку учителю географии, рассказывая о какой-нибудь Джомолунгме, рекомендовать ученикам прочитать параграф такой-то на странице такой-то - это же совершенно бессмысленно! Ребенок придет домой и выудит из интернета информацию в 500 раз большую и интересную... Учителю, чтобы выиграть состязание с интернетом, надо не просто выдавать информацию, но нужно ее обосновывать. И заражать идеей. Никто не хочет понять, что слово, звук - это энергия. Словом можно убить и можно исцелить. Отсюда вытекает вся теория Бога на земле и теория искусства.

НЕ ПУСТИТЬ КАРЕНИНУ ПОД ПОЕЗД

- Вы всерьез верите в то, что человечество может спастись благодаря искусству?
- Да это единственный выход! Мы не можем ждать, мы уже на самом краю. Возьмите последний конкурс Евровидения. Финны пошутили, выпустив рычащую рок-группу в устрашающих масках. А вся "молодая" Европа проголосовала "за", отодвинув певцов, поющих нормальными живыми голосами и с душевной отдачей. Разве не видно, что и в России, и во всем мире идет оболванивание людей попсовым искусством - такой толпой, видимо, легче управлять. Я выступал в Вильнюсе с лекцией, когда в городе стояли танки. Русскому языку был объявлен протест. А я в это время говорил о том, что у народа, который дал миру Чюрлениса, не может быть плохого отношения к другому языку. Зал устроил мне овацию. ...Когда случились эти ужасные террористические взрывы и был объявлен виновником исламский мир, я стал изучать философию и историю ислама. Боже, да какое это чудо, какие глубины, какая тонкость! Ноги бы целовать тем, кто создавал все это учение. Так вот, я осознал мировую жуткую беду: не дав народу культуры, ему сразу дают политику. Огромный пласт просто вырывается из осознания, и примитивно рушатся нравственные основы.
- Но сам человек карабкается вверх в духовном смысле. Это ведь его задача? Что двигало и движет вами?
- Можно ответить по-разному. Наверное, все из детства берется. Я был совсем маленьким, мне дали в школьном спектакле роль Сережи, сына Анны Карениной. Я так полюбил свою маму, красивую, статную, аристократичную, и я так возненавидел Вронского! Я очень хотел удержать свою маму от этого отчаянного шага - броситься под поезд. Но я понимал, что я слишком маленький. И тогда я прочувствовал одну замечательную вещь: я должен быстрее стать большим, сильным и высоким, поднять свою маму на руки и просто не пустить ее под этот поезд. Я должен стать защитником прекрасной женщины.

"А ЕСЛИ ВЕРНУТЬСЯ?.."

- Михаил Семенович, где ваш дом? В Швеции?
- Искренне признаюсь: здесь, в России, и, наверное, больше в моем родном Санкт-Петербурге. Я не хотел уезжать из страны, но ситуация подтолкнула к этому шагу. 1991 год, я был в Швеции на гастролях, мне предлагали подписать долгосрочный контракт на работу, я отказывался. И вдруг путч, да еще узнаю, что в Краснодаре сжигают полмиллиона тиража только что вышедшей моей книжки "Краткий курс научного антикоммунизма". Я ведь всегда считался диссидентом, антикоммунистом. Я так обиделся, что это и определило мой выбор, - остался в Швеции. Думаю, поступил правильно: не уехав, я бы не имел возможности познать мир, не имел бы достаточных денег для того, чтобы так легко приезжать в Россию. У меня много разных проектов: я читаю цикл лекций в Германии, в Швеции, в Австралии, меня приглашают в качестве эксперта Нобелевского концерта. С весны этого года задуман и воплощается в жизнь цикл фильмов о композиторах, который делается силами мастерской Игоря Шадхана, питерского тележурналиста и режиссера, кстати, насколько я знаю, автора "Невского времени".
- Михаил Семенович, а если остаться здесь?..
- Что ж, сегодня я созрел для того, чтобы быть на родине столько, сколько захотят видеть и слышать меня люди.
Беседовала Елена ДОБРЯКОВА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+11
Ясно
28 апреля
воскресенье
+10
Слабый дождь