Культура

«Культура обязана противостоять политическому безумству»

01 июля

Председатель Союза кинематографистов России и президент ММКФ Никита Михалков на закрытии Московского кинофестиваля поддержал украинского режиссёра

День закрытия XXXVI Московского международного кинофестиваля оказался рекордно холодным. Забыв о лете, дул пронизывающий осенний ветер и лил дождь. А на сцене сыпался снег, и это уже никого не удивляло. Церемонию решили начать с балетной сцены встречи Анны Карениной и Вронского. Очень кстати подоспела дата – 100-летие первой экранизации толстовского романа.

До вручения призов добрались нескоро, патриарх отечественного кино Алексей Владимирович Баталов долго вспоминал об операторе фильма «Летят журавли» Сергее Урусевском и немного о своей партнёрше Татьяне Самойловой, которая впоследствии сыграла Анну Каренину. Завершая свою речь, предложил задавать ему вопросы. Артисту явно не объяснили, зачем его собственно пригласили на сцену. 

Невозможно представить, чтобы ещё где-то раздача призов международного кинофестиваля походила на чей-то творческий вечер или празднование юбилея сколь угодно замечательных фильмов и кинематографистов. Ведь собрались-то ради самого нового кино. Такое впечатление, что всё это отвлекающие манёвры, потому что победа того или иного фильма на ММКФ не так уж и важна. Конкурс московского кинопраздника традиционно никого не вдохновляет.

Единственная конкурсная картина, вокруг которой вспыхнули настоящие страсти, острые дискуссии, восторги и возмущения, – это «Да и да» Валерии Гай Германики. У 30-летней Валерии, которая в титрах теперь значится просто: «режиссёр Германика», – крепкая режиссёрская рука, свой авторский мир, особенный стиль и талант быть в центре внимания как поклонников, так и противников.

«Да и да» – история любви, рождения, расцвета и умирания чувства. Снято с высокой степенью откровенности внешней физиологии и внутренних переживаний. Агния Кузнецова и Александр Горчилин в главных ролях поражают невероятной органикой.

От жюри Германика получила приз за лучшую режиссуру. От своего продюсера Фёдора Бондарчука – с трудом добытое прокатное удостоверение с рекордно коротким сроком проката – на три дня.

С началом июля вступил в действие закон о запрете ненормативной лексики, а в фильме «Да и да» она представлена широко. Так что на вопрос, где и как впоследствии посмотреть в авторской версии фильм лучшего режиссёра ММКФ-2014, ответить сложно.

Вряд ли появится в прокате и японский фильм «Мой мужчина», которому неожиданно для всех достался главный приз – «Золотой Святой Георгий». Сюжет с налётом инцеста и педофилии, откровенные сцены оставляют ему мало шансов появиться в кинотеатрах. Но и сокрушаться об этом вряд ли нужно.

Неизвестно, чем пленила Глеба Панфилова и его жюри манерная и безвкусная экранизация популярного в Японии романа про то, как обороняются от окружающего мира взрослый мужчина и его приёмная дочь, которых связало роковое влечение. По прихоти жюри «Мой мужчина» оказался чемпионом – у него сразу две награды. Исполнителя главной роли Таданобу Асано назвали лучшим артистом фестиваля. В былые времена на ММКФ побеждали японские классики Акира Куросава и Кането Синдо, 40-летнему Кадзуёси Кумакири этих высот явно не достичь, не тот уровень мастерства и таланта – девальвация налицо.

Вот если бы вручался приз за лучшее выступление, то его бы точно заслуживал советник по культуре посольства Японии, который по-русски прочёл два длинных благодарственных письма от режиссёра и артиста, и это был самый обаятельный момент церемонии закрытия.

Председатель Национального союза кинематографистов Украины Сергей Тримбач вышел на сцену, чтобы получить приз, предназначенный Наталке Половинке за лучшее исполнение женской роли. Известная на Украине фольклорная певица замечательно сыграла в фильме дебютантки Виктории Трофименко «Братья. Последняя исповедь».

Драма о внезапно вспыхнувшей вражде двух кровных братьев, снятая в классических традициях поэтического кинематографа Александра Довженко, задуманная режиссёром два года назад, оказалась сегодня более чем актуальной.

Остро прозвучало и выступление Сергея Тримбача.

– Не всем, учитывая современный политический контекст, решение наградить украинский фильм может показаться бесспорным, – сказал Тримбач, – но очень важно, что это случилось. Культура обязана противостоять политическому безумству. Мне хотелось бы обратиться к президенту России: полтора месяца назад в Симферополе по ложному обвинению был задержан и сейчас находится в тюрьме молодой режиссёр Олег Сенцов. Письма в его защиту подписали выдающиеся люди кинематографа, среди них Анджей Вайда и Педро Альмодовар. Олег Сенцов кинорежиссёр, он не преступник.

Сенсацией вечера стали слова поддержки Олегу Сенцову от председателя Союза кинематографистов России, президента ММКФ Никиты Михалкова. Солидарность деятелей кино всё-таки не пустой звук. Подзабытый старый девиз ММКФ  «За гуманизм киноискусства и дружбу между народами» вновь обрёл смысл.

 

Ольга Галицкая, Москва
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+9
Ясно
28 апреля
воскресенье
+11
Слабый дождь