Страна и мир

Куда дует «Мистраль»?

21 ноября

Итак, вопреки контракту первый из двух французских «Мистралей» – «Владивосток» – в середине ноября в порту Петербурга не появился. Более того, на днях наших моряков, обучающихся управлению этими кораблями с сентября, долго и демонстративно не пускали на борт уже готового судна.

В истории с поставкой вертолётоносцев в Россию Франция мечется между двух огней. С одной стороны – российские деньги: за поставку «Мистралей» Париж согласно контракту должен получить 1,2 миллиарда евро, что позволит в кризисные времена выжить не только заводу DCNS в Сен-Назаре, но и всему французскому судостроению. С другой стороны, на Францию давят союзнические обязательства, в первую очередь перед Штатами. Вот Париж то и дело и посылает противоречивые сигналы: то желает передать «Мистраль» Москве, то не желает.

Но что будет, если Франция всё-таки уступит натиску американцев? Многие эксперты уверены: в истории с «Мистралями» Россия не проиграет при любом раскладе.

Да, покупка современного крупного боевого корабля – шанс получить доступ к новейшим технологиям. Ведь главная фишка «Мистраля» – в продвинутой электронике. Но и если капризные французы скажут нам Non, то Москва в накладе не останется.

Во-первых, в случае нарушения контракта Франции придётся заплатить России круглую сумму. Это не только вся стоимость товара – 1,2 миллиарда евро, – но и гигантская неустойка, которая варьируется от 3 до 10 миллиардов евро в зависимости от причин отказа. Впрочем, пока предъявлять французам финансовые претензии рано – по контракту они имеют право отсрочить поставку «Мистраля» на три месяца, то есть до конца февраля. 

Причём если вынести за скобки электронику, то военные характеристики «Мистралей» давно вызывают споры среди российских специалистов. Так, адмирал Владимир Комоедов, экс-командующий Черноморским флотом, назвал эти суда «консервными банками», имея в виду, что они не способны самостоятельно защитить себя в бою и могут действовать только в составе крупных боевых соединений. 

Некоторые скептики вообще считают, что эпопея с «Мистралями» – пустая блажь экс-главы Минобороны Анатолия Сердюкова. 

– Специалисты давно пытаются понять, зачем нам вообще понадобились «Мистрали», – недоумевает военный эксперт «НВ», пожелавший остаться неназванным. – Бороться с браконьерами в Охотском море? Вертолётоносцы для этого слишком дорогие, большие и недостаточно манёвренные. Охранять арктический шельф? Там для «Мистралей» слишком холодно. Участвовать в серьёзных боевых операциях? Для этого они, наоборот, слишком скромны – это ведь не авианосцы… Задача кораблей, подобных «Мистралю», – выполнять сугубо полицейские функции. Для французов – да, корабль такого типа незаменим: при проведении полицейских операций вдали от собственного побережья – например, в странах Африки, которые Париж считает своей сферой влияния. Россия же участвовать в «колониальных войнах» за тридевять земель вроде как не собирается…

В общем, для Москвы срыв контракта по «Мистралям» не критичен (и отчасти даже выгоден). А вот Парижу он сулит один сплошной ущерб. Даже не говоря о неустойке, девать дорогущие «Мистрали» французам некуда. На днях им вроде бы поступило предложение от щедрых канадцев. Но эта сделка едва ли состоится. Ведь тут сторонам придётся потратиться на смену всей «начинки», изготовленной под российские стандарты.

Неудивительно, что вся эта ситуация вызывает во Франции всё более острую критику. Так, на дыбы уже поднялись по-европейски активные профсоюзы, ведь в случае отказа от поставок «Мистралей» в Россию верфи DCNS грозит разорение, а 2,5 тысячи сотрудников – увольнение. «Кораблестроительную» тему с радостью подхватила и оппозиция – экс-президент Франции Николя Саркози призвал Франсуа Олланда выполнить все обязательства перед Россией.

 

В общем, Франция попала в неприятную историю. Вот только злорадствовать по этому поводу у нас нет никаких причин. Ведь экономическая и технологическая кооперация, частью которой стал и контракт на поставку «Мистралей», активно работала на сближение России и Старого Света, появление «единой Европы от Лиссабона до Владивостока».



Михаил Тюркин, Софья Иваненко, отдел международной политики «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+3
Умеренный дождь
27 апреля
суббота
+9
Слабый дождь
28 апреля
воскресенье
+9
Ясно