Взгляд

Кто читает, что читает?..

20 декабря

48 процентов взрослого населения нашей страны не берут в руки книгу. Такой статистикой обескуражили нас в Президентской библиотеке на пленарном заседании секции «Язык и литература» III Международного культурного форума.

С одной стороны, выступавшие говорили о достижениях и прорывах, об инновационной и разумной деятельности в рамках правительственных и президентских программ. С другой – оказалось, что в чисто прагматическом измерении книжный рынок США на порядок превосходит российский. У них – 30 миллиардов евро в год, у нас – всего 3. Об этом рассказывал австрийский эксперт, потому и единицы измерения европейские. Конечно, за океаном и населения в два раза больше, и зарплаты другие, и, соответственно, цены. Но всё же, всё же, всё же...

Нам объявили, что благодаря «Программе поддержки чтения» россияне читать стали больше на 7 процентов. Программа существует уже 8 лет, а стало быть, прирост homo legens (человека читающего) составил около одного процента в год. Маловато будет. Надо бы ускорить шаг, потому что такими темпами мы вряд ли сумеем угнаться за развитыми европейскими и азиатскими странами.

Читать, то есть ориентироваться в письменных текстах, – умение обязательное для тех, кто собирается жить в информационном обществе. Проблема в том, как же это умение воспитать и развить. На мой взгляд, вопрос в том, кто читает и каков круг чтения.

Читателей по-прежнему немало, и покупателей книг на бумажном носителе – тоже. Несмотря на то что наши цены уже взлетели на уровень мировых. Те, кто участвовал в недавней ярмарке литературы non/fiction, говорят, что все остались довольны: издатели, книготорговцы, а значит, и покупатели. Об этом, кстати, рассказывал на форуме и Михаил Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Но, как мы уже успели заметить, читаем мы всё-таки намного меньше американцев. Хвастать нам особенно нечем. Да, в общем, и незачем.

Надо работать, надо учить читать. Думаю, уроки литературы здесь не слишком помогут. Школа – по крайней мере, в существующем формате – тут не слишком полезна. К чтению приучают в семье совместными занятиями и прогулками вдоль полок домашней библиотеки. Выступавшие на форуме высказывали робкие соображения: надо, мол, поддерживать личные собрания книг. Но пока это всё только благие пожелания.

Само устройство нашего общества не предполагает любви к чтению и книгам. В своё время мне посчастливилось быть знакомым с дочерью и внуками профессора Григория Гуковского. Они рассказывали, что знаменитый филолог собрал в тридцатые – сороковые годы библиотеку в 30 тысяч томов. И всё книжное собрание учёного после его ареста кануло в недра Большого дома. Да, библиотека пропала, но сохранилась память о ней. Во всяком случае, я знал, на кого мне равняться. В габаритах современных квартир столько книг попросту не поместится. Известный петербургский библиофил объяснял, что хрущёвская «трёшка» при максимально компактной компоновке вмещает не больше 10 тысяч томов. Да, сегодня у нас возводят иные квартиры, но покупают их отнюдь не почитатели книжного дела.

Впрочем, квартирная материя вторична. Первична же необходимость создания интеллектуальной элиты, причём пользующейся уважением в обществе. Тогда эти верхние интеллектуальные страты, служа образцом для подражания, станут локомотивом и социального движения. В решении этой задачи многое зависит от государства. Именно здесь оно может пригодиться обществу безусловно. А пока… Равенство в массе уничтожает свободу мыслить.

Со структурой же чтения общество, думаю, может разобраться самостоятельно. Денис Котов, петербургский книготорговец и модератор пленарного заседания секции, спрашивал выходящих к трибунке: «А вы что сейчас читаете?» Любопытно было бы пустить такой опросный лист по всем рядам высокого сообщества. Если отложить в сторону Пушкина, Толстого, Достоевского и последнего лауреата литературной премии, в остатке, наверное, получились бы мемуары, учебные пособия, монографии. Проза, поэзия – одни из труднейших жанров в этом ряду. А страсть к чтению начинается именно с художественной литературы.

 

Кто же сейчас может приохотить ребёнка к книге? Об этом надо думать и рассуждать не только один раз в отчётном году.



Владимир Соболь, писатель, лауреат Государственной премии России
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
28 мартa
четверг
+10
Облачно
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+10
Слабый дождь