Мнения и комментарии

Излишней сентиментальности никто и не ожидал

20 май

В Малом драматическом театре – Театре Европы состоялась премьера спектакля «Русалочка».

Когда-то Борис Сударушкин, назначенный на должность главного режиссера Большого театра кукол, был самым молодым главрежом СССР. Много времени спустя это «звание» перенял Руслан Кудашов, который возглавил кукольный театр на улице Некрасова несколько лет назад. С тех пор он выпустил несколько спектаклей, набрал курс в Театральной академии и не бросает собственноручно созданный театр «Потудань». По образованию будучи кукольником, он все время находился в контексте кукольного театра. Но недавно, вырвавшись из своего привычного мира, Кудашов поставил свой первый спектакль в драматическом театре. На сцене МДТ. По сказке Андерсена «Русалочка».

Постановка осуществлена силами молодой студии Малого драматического театра и постоянными соавторами спектаклей Руслана Кудашова художниками Алевтиной Торик и Андреем Запорожским. Именно их работа заслуживает специального разговора, потому как в этом спектакле стала отдельным действующим лицом всем известной сказки.

Казалось бы, все просто. Основной цвет – белый. Деревянный помост посреди сцены: это и двор монастыря, куда Русалочка (Уршула Магдалена Малка) вытащит едва не утонувшего Принца (Дмитрий Луговкин), и палуба его корабля, и дворцовая зала. Много-много канатов по всему пространству – от колосников до пола. Они и морские водоросли (когда действие перемещается в подводный мир), и лазы для матросов Принца, и монастырские своды. Еще есть белый отрез шелка, на который нашито множество шелковых же треугольничков. Легкая ткань приобретает «кудрявость» волны, пышность облака, пенность морского прибоя… Торик – Запорожский, чтобы «оживить» тряпку, придумывают и маленький фокус: в ткани прорезается отверстие. И вот Русалочка то нырнет, то вынырнет из «волны».

Свою главную героиню Кудашов лишает даже намека на мультипликационность. В ней не так много симпатичного: она похожа на рыбу, особенно когда лишается голоса. Так же беспомощно пучит глаза и открывает маленький ротик. Движения ее мелки, раздробленны. Краски в лице нет вовсе. С первого ее появления ясно, что она в земном мире не жилец.

От Руслана Кудашова, режиссера, который даже в БТК ставит спектакли, в основном рассчитанные на взрослую аудиторию, никто и не ожидал излишней сентиментальности или того, что для детей он сделает хоть минимальную скидку. Он и не церемонится особенно: даже взрослым жутковато смотреть на гигантскую тень Бабушки-Ведьмы, тянущей свои длинные костлявые пальцы к языку маленькой тени Русалочки.

И в то же время именно благодаря условностям пространства и предметов, его наполняющих, введенным режиссером и художниками в спектакль, их чувству юмора (Русалочка заигрывает с Принцем, нацепляя на крючок его удочки то рваный ботинок, то его потерянное зеркальце), музыкальному оформлению (здесь находится место и Баху, и Милано, и Вивальди, и даже «Городу золотому»…) спектакль этот можно адресовать не только подросткам, но даже дошкольникам. Да, он не веселый. Он такой, как сказка Андерсена, – лирический и философский. Для детей в финале команда постановщиков придумала игру Русалочки и духов воздуха с солнечными зайчиками, которые они пускают в зрительный зал. Поиграли – и вроде как все не так страшно. Но взрослые понимают, что растекшееся по сцене шелковое полотно и есть та самая пена, в которую обращаются после смерти обитатели подводного мира. А может, и надводного. Кто знает?..

 

Катерина Павлюченко, театровед
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.29
0.04 (0.04%)
Курс Евро
99.56
0.196 (0.2%)
Погода
Сегодня,
24 апреля
среда
+5
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+11
Облачно