Мнения и комментарии

История, испытанная временем

25 апреля

Состоялась премьера телефильма «Прошлым летом в Чулимске»

Эта пьеса Александра Вампилова была опубликована впервые после смерти её автора в далёком уже 1972 году. Многое изменилось с той поры. Ушла одна эпоха, пришла другая, и наша страна называется по-другому. Но люди-то остались прежними, теми же, что жили тогда, когда молодой иркутский литератор сочинял истории про себя, своих современников и земляков.

Иногда казалось, что вампиловским персонажам уже не найдётся места ни в современном театре, ни в сфере экранных искусств и он сохранится как имя-явление только в истории советской культуры. Однако ход развития искусств, к счастью, опроверг пессимистичные прогнозы, и количество версий вампиловских пьес множится год от года. Такая участь постигла и мелодраму «Прошлым летом в Чулимске». К счастью для телезрителей, режиссёр новой экранной версии Виктор Демент проявил себя консерватором в обращении с текстом легендарного советского драматурга.

Увидев в эфире анонс будущей премьеры телефильма, очень захотелось посмотреть картину, ибо именно с «Чулимском» связаны мои самые яркие театральные воспоминания студенческой юности. То была постановка Георгия Товстоногова в БДТ, в которой роль следователя Шаманова играл Кирилл Лавров. Нынче исполняется 40 лет со дня премьеры того спектакля. Потом была остродраматическая киноверсия пьесы в режиссуре Глеба Панфилова, названная именем главной героини – «Валентина». И этому фильму тоже немало лет.

В условиях подобной «конкуренции» нынешним авторам зрительское внимание можно было обратить на себя только одним способом – приглашением звёзд на соответствующие роли. Главной «ударной» силой фильма Демента оказался Сергей Безруков, которому и довелось стать новым Шамановым.

Однако встала проблема, как органично адаптировать вампиловский текст и его бытовые реалии к сегодняшней действительности. Заметим сразу, что режиссёр с задачей справился и единственной приметой современности, пожалуй, являются мобильные телефоны. Таким образом, тот самый таёжный угол, коим и является Чулимск, выглядит почти как 40 лет назад – неким местом, где люди стараются жить, не мучая себя излишней рефлексией. Однако именно её и предстояло сыграть Сергею Безрукову, чей герой оказался недостоин любви той самой Валентины (Марина Поезжаева), вокруг которой и разыгрываются мелодраматические страсти «Чулимска».

Странное ощущение было во время просмотра: понимал, что смотрю современную экранную версию хорошо известной пьесы, а видел тех самых вампиловских персонажей, которых он явил всем нам давным-давно. И текст их речей звучал при этом вполне естественно для наших дней, не говоря уже об отношениях между героями.

Вампиловский сюжет выдержал испытание временем. Но не выдержала подобное испытание сама Валентина, которой режиссёр отказал в положенном по пьесе финале. Тот самый палисадник, который ломали все кому не лень, должна была вновь восстанавливать именно она. А в нынешней версии «Чулимска» таким «восстановителем» оказывается Шаманов, который от сомнений и размышлений переходит к действию и отправляется в город свидетельствовать на процессе против сына высокого начальника. Он становится главным героем фильма, и с этим не поспоришь, имея в виду привычную харизму Безрукова. Валентине же так и суждено остаться «за кадром». Но думаю, что ещё придут те времена, когда эта героиня «вернёт» себе центральное место в очередной версии пьесы Вампилова.

Сергей Ильченко, доктор филологических наук, доцент кафедры телерадиожурналистики факультета журналистики СПбГУ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.01
0.118 (-0.13%)
Курс Евро
98.72
0.011 (0.01%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+12
Ясно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь