Культура

«Искушенную публику разочаровывать не хочется»

04 апреля

Директор Международного фестиваля балета Dance open Екатерина Галанова рассказывает о предстоящем балетном форуме и вспоминает своего педагога – великую Наталию Дудинскую, столетие которой отмечается в этом году

Выпускница Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, она, протанцевав на сцене Мариинского театра около десяти лет, сменила пуанты на успешную карьеру менеджера культурных программ – и в России, и за рубежом. Это высококлассный специалист, умеющий организовывать мероприятия различного уровня – от балетного галаконцерта до городского праздника. Екатерина Галанова возглавляет Международный фестиваль балета Dance open, ставший важной приметой театральной жизни города, который пройдет с 12 по 16 апреля в Петербурге уже в одиннадцатый раз.

– Екатерина, петербургские зрители привыкли, что Dance open каждый год приносит сюрпризы. Какие новинки ждут нас на этот раз?

– Каждый фестиваль немного не похож на предыдущие. На этот раз мы привезли американский современный коллектив Bad Boys of Dance под руководством Раста Томаса – один из самых популярных сегодня в мире. В прошлом году в заключительном концерте мы показали номер этих уникальных артистов.

– И этот номер имел оглушительный успех! Зрителям было явно мало краткого выступления танцовщиков, чей жанр даже трудно обозначить, настолько мастерски они владеют разными видами современного танца.

– Теперь зрители смогут познакомиться с полноценной программой Bad Boys of Dance. 14 апреля на сцене театра Консерватории состоится их динамичное шоу, где соединены все возможные стили танца – от степа и хип­хопа до классического. Есть и элементы акробатики. Хореография музыкальна и остроумна. Шоу с успехом идет в Америке и Европе, наконец его увидят и наши зрители.

– Концерт 15 апреля в Консерватории посвящен юбилею – столетию Наталии Михайловны Дудинской…

– Для меня этот концерт важен, ведь Дудинская – мой педагог. Хотелось сделать его с особой атмосферой, передать дух творчества Наталии Михайловны, включив в программу не только те номера, в которых она славилась, но и те, которые она любила репетировать со своими питомицами. Естественно, будут участвовать ее воспитанницы: моя одноклассница Ульяна Лопаткина, Полина Рассадина, она младше нас. Будут, как мы говорим, «внуки», то есть ученики учениц Дудинской – корейские артисты, с которыми работают Маргарита Куллик и Владимир Ким. Они исполнят Pas de deux Обера, одно из любимых Наталией Михайловной и именно в ее редакции – усложненной до предела технических возможностей.

Мы восстанавливаем «Фрески» из балета «КонекГорбунок», которые были возрождены из забвения благодаря Дудинской. Когдато Наталия Михайловна показывала в этом номере своих лучших учениц. У нас его исполнят четыре ведущие балерины: Екатерина Осмолкина, Виктория Терешкина, Анастасия Матвиенко из Мариинского театра и Анна Тихомирова из Большого.

– А хореография, в которой славилась сама Дудинская?

– Естественно, будут номера из «Дон Кихота», «Баядерки», «Корсара», «Тропою грома». Покажем видеозаписи танца и фотографии Дудинской, чтобы те, кто никогда не видел легендарную балерину на сцене, имели представление об ее искусстве. Мы не забываем о просветительской задаче наших концертов.

– Кроме просветительской у фестиваля есть и образовательная задача – я имею в виду ваши мастерклассы.

– Мастер­классы – неизменная часть нашего фестиваля. Чтобы заниматься, в этом году, как всегда, приедут ученики балетных школ из разных стран. В списке – США, Япония, Финляндия, Венесуэла, Панама, Италия и, конечно, Россия. Давать уроки будут известные мастера, среди которых Геннадий Селюцкий, Эльвира Тарасова, Никита Щеглов.

– Хотя зрители привыкли получать на Dance open сюрпризы, они хотят знать, кого увидят в финальном галаконцерте.

– Гала­концерт пройдет 16 апреля, как всегда, в БКЗ «Ок­тябрьский». В прошлом году, пригласив огромное количество – около 30 звезд, мы так задрали планку, что сами себя поставили в сложную ситуацию. А нашу искушенную публику разочаровать не хочется.

В галаконцерте будут участвовать Мария Эйхвальд и Филип Баранкевич, братьяблизнецы Отто и Иржи Бубеничик, великолепный десант из Большого театра. Владимир Малахов выступит сам и привезет своих солистов из Берлинской оперы, приедут танцовщики из Англии, Франции, Испании, Америки. Выступят петербургские артисты: Анастасия Матвиенко из Мариинского театра, Ирина Перрен, Иван Васильев и Марат Шемиунов из Михайловского, и другие.

– Кто и почему придумал название фестиваля – «Открытый танец»?

– Придумали вместе с нашим художественным руководителем Василием Медведевым. Нам хотелось создать образ мероприятия, с одной стороны, относящегося к классическому балету, с другой – максимально демократичного, не консервативного, не отвергающего иные направления танца.

– Любители балета ждут Dance open как праздника.

– Это приятно. На концерты фестиваля мы продаем почти восемь тысяч билетов, и значительная часть разошлась еще до выхода афиш, то есть зрители, не зная, кто будет участвовать и что танцевать, приобрели билеты на представления под маркой фестиваля. Такое доверие не только радует, но ко многому обязывает, ведь в Петербурге немало балетных событий самого высокого уровня. Обычно привозят звезду и в программу добавляют еще несколько участников рангом пониже. Мы поступаем иначе: для одного концерта привозим, если так можно сказать, излишнее количество звезд. В результате бывает трудно уложить их выступления в разумные по продолжительности рамки концерта. Зато зрители получают возможность самим судить об артистах и уровнях разных трупп, о многих направлениях хореографии. Мы не задаемся целью потрафить любому вкусу, просто пытаемся представить широкий спектр того, что происходит на мировой балетной сцене.

– А в качестве призов вновь будут хрустальные статуэтки в виде слепка ноги великой Анны Павловой?

– Да. Эта премия задумывалась не в качестве поощрения победителей соревнования. Мы долго думали вместе с Наталией Макаровой, нашим бессменным председателем жюри, как отметить участников галаконцерта. Все они звезды, уже завоевавшие многие престижные награды, и сравнивать их, считаю, некорректным. Но хотелось выразить особую благодарность и сделать это красиво. Вручаем призы в разных номинациях. Церемония немного пафосная, но вносит свою ноту в образ фестиваля.

– Кто, кроме Наталии Макаровой, Сергея Филина, художественного руководителя балета Большого театра, и нашего Бориса Эйфмана, войдет в жюри?

– В жюри всегда входят руководители трупп. На сей раз это будут Артур Митчелл, знаменитый американский танцовщик и основатель Танцевального театра Гарлема, Кеннет Грев, художественный руководитель Финской национальной оперы, Кевин О’Хэйр, административный директор Royal Ballet Covent Garden, Кшиштоф Пастор, художественный руководитель Польского национального балета, Владимир Малахов, директор объединенной труппы Государственного балета Берлина, Уэйн Иглинг, художественный руководитель Английского национального балета. 

– Екатерина, вы изменили судьбе танцовщицы, но своего педагога не забыли. Вне балетной сцены опыт общения с Дудинской вам помогает?

– Конечно! Наталия Михайловна была для нас непререкаемым авторитетом и примером. В класс она приходила модно одетая, в полном порядке: прическа – волосок к волоску, безупречный маникюр. На уроке она отдавалась нам полностью. Ее замечания были очень точными и конкретными: это плечо назад, бок в себя. Она могла научить жабу летать и крокодила делать фуэте.

Сейчас на сцене видим стопы, ноги редкой красоты, каких не было раньше, и техника у танцовщиц великолепная, иногда, правда, есть проблемы с работой корпуса и головы. У молодежи нет проблем ни с формой, ни с техникой, но их искусство не всегда можно назвать танцем. У Дудинской же главным неизменно был танец. Форма и техника были только средством для танцевальной истории.

Наталия Михайловна терпеть не могла депрессивных, ноющих. И нас воспитала так, что почти все переняли ее боевой настрой. Она вела себя так, словно у нее никогда не было трудностей. У нее болела нога, она сильно хромала, но мы ни разу не слышали от нее, что «старость не радость» или что­то в этом роде. Она всегда показывала урок в полную силу, бросала ноги на 90 градусов, прыгала, комбинации делала с корпусом. Поэтому у нас не могло быть никаких отговорок: нога, мол, болит. Она искренне не понимала: причем тут нога? Она мыслила позитивно. А это самое важное в любом деле.

 

 

 

Беседовала Лариса Абызова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+11
Умеренный дождь
30 мартa
суббота
+8
Умеренный дождь
31 мартa
воскресенье
+8
Облачно