Мнения и комментарии

Игра в «русскую рулетку»

21 мартa

Вчера парламент Кипра отказался от введения на острове налога на банковские депозиты 

После вступления в ЕС в 2004 году привлекательность Кипра как офшорной зоны, где можно укрыть свои капиталы от национальных надзорных органов, постепенно снижалась. Поэтому сейчас угроза экспроприации части сбережений направлена во многом против «старых» капиталов, выведенных из России и множества других европейских государств ещё в прошлом столетии. Эти капиталы прочно обосновались на Кипре, а их российские владельцы постепенно стали вкладывать их обратно в нашу национальную экономику, но уже под иностранным флагом.

Россия объявила борьбу с бегством капиталов приоритетом своей экономической политики много лет назад. При этом до относительно недавнего времени упор делался на репрессивные меры в сочетании с попытками продлить «налоговые каникулы», в течение которых владельцы капиталов могли добровольно и без наказания вернуть их в Россию. Разумеется, эта деятельность не была эффективной. И если бы не было Кипра, нашлось бы много других стран, которые предоставили бы российским бизнесменам аналогичные услуги.

У этой ситуации несколько причин. Прежде всего это инвестиционный климат в России, который остаётся неблагоприятным из-за непрофессиональной бюрократии и коррумпированной судебной системы. Во-вторых, способность российской экономики эффективно абсорбировать все капиталы, поступающие в Россию от экспорта энергоносителей и других природных ресурсов, невелика, поэтому часто речь идёт не о бегстве капиталов из России, а о стремлении использовать их более эффективно. И наконец, ведущие государства планеты до недавнего времени не были заинтересованы в сотрудничестве с Россией в вопросах бегства капиталов. Напротив, их эта ситуация полностью устраивала.

Сейчас многое меняется, и нынешний кипрский кризис это подтверждает. Инвестиционный климат в России улучшается, что подтверждает около 50 миллиардов долларов иностранных инвестиций, поступивших в нашу экономику в 2012 году. Рост национальной экономики открывает для частных инвесторов новые перспективы, и они охотнее вкладывают свои средства в расширение бизнеса в России, сталкиваясь с невозможностью выгодно поместить свои капиталы за границей. Наконец, кризис 2008–2009 годов заставил ведущие экономики планеты начать широкомасштабную борьбу с офшорами, которая затронула и Кипр.

Реакцию властей Кипра на разраставшийся несколько лет в мире экономический кризис трудно назвать рациональной. Желание существенно ничего не менять в национальной банковской системе, процветание которой базировалось на масштабном притоке зарубежных вкладов, сочетается с попытками фактического шантажа государств-партнёров, чьи граждане десятилетиями вкладывали свои капиталы в банки Кипра. Сейчас борьба за спасение крупнейших банков Кипра ведётся с ЕС, жёсткие нормы которого на структуру банковских капиталов и информацию о владельцах счетов подорвали привлекательность банков Кипра и привели к оттоку вкладов. А также с Россией, для части вкладчиков которой Кипр по-прежнему привлекательнее национальных банков.

 Москва для Никосии более благоприятный партнёр в переговорах, так как не выдвигает жёстких требований и готова предоставить кредит. Но она заинтересована в том, чтобы национальную банковскую систему не перекроил до неузнаваемости своими требованиями ЕС, прежде всего так называемая Еврогруппа, объединяющая государства, которые ввели на своей территории евро. Идея экспроприировать часть вкладов, которую ЕС выдвинул в качестве непременного условия оказания финансовой помощи, беспрецедентна и изначально направлена против России и её вкладчиков, как самых крупных клиентов банков Кипра.

Разумеется, у Кремля немало вопросов к российским вкладчикам кипрских банков, и я вполне допускаю, что не все размещённые там капиталы легальны с точки зрения отечественных силовиков. Но Россия не может позволить иностранному государству отбирать деньги своих граждан без разбирательства – просто на том основании, что без них не выйти из кризиса.

Если Россия сможет помочь Кипру самостоятельно выйти из кризиса, то это резко поднимет её репутацию в Европе и мире. Но мне это кажется малореальным. Кипр не собирается выходить из ЕС, а следовательно, рано или поздно он будет вынужден полностью принять установленные Брюсселем правила. Да и цена спасения кипрских банков (от 5 до 10 миллиардов евро) слишком велика для исправления нашей репутации.

Так что российским инвесторам нужно внимательнее присмотреться к возможности вложений в национальную экономику. Во всём мире процентные ставки по депозитам на исторически минимальных уровнях, а «налоговых гаваней» на планете скоро просто не останется. Или вложения в них будут напоминать не банковский бизнес, а игру в «русскую рулетку». 

Станислав Ткаченко, экономист, руководитель магистерской программы «Дипломатия» факультета международных отношений СПбГУ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
28 мартa
четверг
+10
Облачно
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+10
Слабый дождь