Общество

«Хочется показать человеческую сторону войны»

21 июля

 

Храм Адриана и Наталии в Старо-Паново – памятник всем защитникам блокадного Ленинграда

В Петербурге немало храмов, по праву являющихся памятниками архитектуры. Но, пожалуй, только один – храм во имя Святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Паново, в Красносельском районе, с самого начала был задуман как памятник воинам-защитникам блокадного Ленинграда. Он стоит на бывшей линии фронта. Прихожане приносят военные фотографии, дневники, другие экспонаты для музея в притворе. Называют имена родственников, павших на фронте или пропавших без вести, и эти имена поминаются на богослужениях. В ночь на 22 июня возле храма проходит концерт, в храме служат панихиду по погибшим. А в просветительский центр «Ковчег», организованный здесь же, приезжают музыканты, исполнители романсов. Место памяти, место просвещения, место культуры – вот что такое храм Адриана и Наталии в Старо-Паново. О нем рассказывает его настоятель – отец Антоний ВИТВИЦКИЙ.

– Отец Антоний, кто стал инициатором постройки храма-памятника?

– Это Антонина Петровна Осипова. До войны ее семья жила в Старо-Паново. Неожиданно она оказалась на линии фронта, с немецкой стороны, война пришла буквально в огород. Страшную зиму 1941–1942 года они прожили в оккупации. Отдадим немцам должное, они кормили семью, не дали умереть. В 1942-м угнали в Германию, потом были пересылочные лагеря, сельхозработы. Вернулись Осиповы в Старо-Паново в 1945 году, в полном смысле слова на пепелище.

В семье была девочка Антонина, 1926 года рождения. Еще в послевоенное время у нее была мечта восстановить храм Адриана и Наталии, полностью уничтоженный в войну. Возродить его в память о наших солдатах, которые отступали и гибли у нее на глазах. Ясно, что в послевоенные годы об это не могло быть и речи. В 1991 году Антонину Петровну избрали депутатом Красносельского райсовета, и она стала осуществлять свою мечту. Сама буквально выходила всю разрешительную документацию, провела колоссальную работу, подготовила начало строительства.

В 1997 году, когда все документы были в порядке, сумела организовать руководителей окрестных предприятий, начать стройку. И только к 2001 году, когда иссяк запас ее сил, средств, возможностей, строительство заглохло на несколько лет. Я сюда пришел в конце 2004 года, и в 2005 году стройка возобновилась. Надо сказать, что эти четыре года дорого стоили храму, все начало разрушаться, пришлось разбирать, переделывать.

– Нынешний храм – копия своего предшественника?

– Нет. У него свой проект. И стоит он в метрах пятидесяти от места, где находился прежний храм. Это место заполнено захоронениями – кладбище разрослось. Нам удалось только поставить большой памятный крест в алтарной части старого храма.

Службы начались в 2005 году, как только удалось прикрыть крышей помещение и протопить церковь. Одновременно с началом приходской жизни началось существование храма как музея. Мы собирали материалы о солдатах, пропавших без вести, просто прошедших войну, о людях, в чью судьбу ворвалась эта беда. Прихожане и не только прихожане приносили рассказы о своих родственниках, фотографии, вещи военной поры. Естественно, имена погибших и пропавших без вести поминаются на богослужениях. В алтаре есть особый помянник, в который вписаны эти имена. Мы всегда служим панихиды в памятные военные дни – 27 января, 22 июня, 9 Мая.

Если говорить о смысле музея… У нас много памятников, которые героизируют войну, прославляют солдатское мужество. Мы помним об этом, но также стараемся показать войну как страшную беду, как море человеческой скорби. Именно человеческую сторону войны. У нас в музее есть раздел «Семейные хроники», и там много-много рассказов о разных людях, с фотографиями, небольшими биографическими данными. Ведь люди жили, любили, строили какие-то планы. И вдруг в их жизнь ворвалась эта беда и все переломала, все оборвала. Задача нашего музея – дать людям пропустить через себя хоть какую-то капельку этой боли, скорби, трагедии, хоть немножечко быть сопричастными этому. Не просто прославлять Победу, не только прославлять подвиги, но коснуться сердца, души.

– Слышал, что 22 июня у вас не только панихида, но ночная акция на берегу реки Дудергофки…

– Да. Такая традиция сложилась с 2008 года. Приезжают артисты, участники военно-исторических клубов и все желающие. В ночь с 21 на 22 июня – концерт, потом панихида, около четырех утра – минута молчания.

При храме, в отдельном двухэтажном здании, действует духовно-просветительский центр «Ковчег». Проходят лекции, концерты, встречи с интересными людьми. Вокруг нашего «Ковчега» собирается много людей. Во время выступлений можно услышать и русские романсы, и армянский дудук.

Кстати, география нашего прихода достаточно разнообразна. Есть и местные, из почти деревенского микрорайона Старо-Паново. Значительная часть приходят из-за железной дороги, из больших домов. Приезжают даже из Колпино, с Гражданки, из Всеволожска.

– Отец Антоний, как я вижу, строительные работы еще продолжаются.

– По проекту наш храм должен быть двух­этажным. Сейчас мы служим на первом этаже, а на втором ведутся работы, и будут вестись еще долго. Раньше думали, достроим – вздохнем спокойно. Теперь понятно, что сделана лишь меньшая часть. Если строительство можно вести хозспособом, самим организовывать работы, самим рабочих собирать, покупать материалы с миру по нитке, то дальше так не получается. Невозможно хозспособом построить газовую котельную или проложить инженерные сети. Поэтому мы подошли к такому этапу, когда нам еще больше нужна помощь, как это ни печально для меня, как настоятеля.

В перспективе планирую верхний храм освятить в честь Адриана и Наталии, а нижний храм – в честь Всех святых. Ведь здесь погибли множество людей, многие были осмысленными христианами и смерть принимали по-христиански. И кто-то из них был принят Богом как святой, хотя, конечно, мы этого никогда не узнаем, кто именно. Храм будет освящен в честь этих неведомых святых, исполнивших одну из главных заповедей о любви: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (от Иоанна 15:12, 13). Передняя часть будет храмовая, а задняя – музейная. В музейной части предполагается экспозиция, связанная с историей Старо-Паново, старого храма и военной историей этих мест.

Сейчас ведется работа над строительством мемориального парка вокруг храма. Здесь большая территория, которая опоясывается речкой Дудергофкой – полтора гектара земли. И я надеюсь получить территорию под храм, уже идут переговоры с администрацией. Уже получено предварительное согласование с комитетом по градостроительству и архитектуре, чтобы там сделать мемориальный парк с местом захоронения. Мне в храм поисковики приносят останки наших солдат, даже мы сами иногда находим фрагменты костей. Надеюсь, получим разрешение на открытие воинского захоронения на территории, прилегающей к храму.

 

 

Михаил Логинов. Фото Елены Игнатьевой
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
+1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+6
Умеренный дождь