Культура

Голливуд оказался в космическом рабстве

04 мартa

В Лос-Анджелесе в 86-й раз вручили премии Американской киноакадемии «Оскар»

Особых сюрпризов и сенсаций очередная ярмарка амбиций и тщеславия мировому киносообществу не принесла. Лучшим фильмом ушедшего года академия назвала драму Стива Маккуина «12 лет рабства». Собрав в прокате более 140 миллионов долларов, эта лента о судьбе бедняги негра, оказавшегося в рабстве на добрую дюжину лет, тронула сердца голливудской богемы. Было бы очень странно, если бы они не поддержали своего президента в такое непростое время. Ведь для героя «12 лет рабства» Барак Хуссейнович Обама такой же брат по крови, как и дядя Том, о хижине которого мы читали соответствующую книгу в детстве. Интересно, что «лучшая картина года» фактически проиграла со счётом 3:7 «Гравитации» Альфонсо Куарона в остальных номинациях.

Сочувствующая неграм (пардон, афроамериканцам) киноакадемия отметила «Оскаром» фильм Маккуина за лучший сцен арий адаптации, а также совершенно неумелую и невнятную темнокожую актрису Люпиту Нионго, которая так жгуче плачет глицериновыми слезами в роли избиваемой рабыни в том же фильме. Всё-таки страдать тоже надо уметь, а уж гримировать спину под следы побоев от кнута тем более.

Политкорректность превыше всего! Что и можно было наблюдать в отношении больных СПИДом героев ленты канадца Жан-Марка Валле «Далласский клуб покупателей». Награда ленте за лучший грим и причёски выглядит как некий парадокс.

Награды в мужских актёрских номинациях демонстрируют также давно известную истину: в Голливуде просто обожают истории про убогих, обиженных жизнью и судьбой людей нетрадиционных взглядов и ориентации. Мэтью Макконахи вполне заслуженно был отмечен «Оскаром» за лучшую мужскую роль, а его коллега Джаред Лето получил статуэтку за то, что сыграл спидоносного транссексуала. Свобода нравов торжествует на экране и в предпочтениях Голливуда. Хотя про СПИД и его обладателей Голливуд уже предъявлял миру кино с ярко выраженной авторской позицией. Помните, 20 лет назад Джонатан Дэмме снял ленту «Филадельфия», за которую Том Хэнкс получил своего первого «Оскара»?

На этом фоне симптоматичной выглядит неудача Леонардо Ди Каприо, которого академия обошла своим вниманием пятый раз кряду. Хотя актёр уже давно доказал, что он не только звезда, но ещё и умеет всерьёз переживать на экране. А то, как он сыграл в «Волке с Уолл-стрит» гения финансовых афер, вообще заслуживает отдельного разговора.

Думаю, что слабым утешением Леонардо будут два «Оскара», которые получил другой фильм с его участием – «Великий Гэтсби» База Лурмана, отмеченный за лучшие костюмы и лучшие декорации. А вот второй «Оскар» в карьере Кэйт Бланшетт за лучшую женскую роль в драме Вуди Аллена «Жасмин» не выглядит случайностью. Это заслуженная награда австралийке, продемонстрировавшей редкую нынче степень погружения в характер героини, находящейся в перманентном состоянии нервного срыва. Хотя жалко, что без наград остались (в который раз!) и Мерил Стрип, и Джуди Денч.

Самым спорным решением академии я бы назвал присуждение «Оскара» за лучшую режиссуру мексиканцу Альфонсо Куарону за фильм «Гравитация». Видимо, и здесь сказалась ностальгическая любовь американцев к своим прошлым победам, в том числе и на кинематографическо-космическом фронте. Нынешнее творение Куарона не более чем бледная копия идей и сюжетов классической ленты Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея 2001 года». Если лучший режиссёр в Голливуде определяется умением нажимать нужные кнопки в нужное время при монтаже, то тогда несомненно Куарон – лучший из лучших. А если режиссёр – это тот человек, который создаёт на экране свой мир с оригинальными характерами и человеческими отношениями, то тогда Куарону место в другом списке. Хотя ясно, что нельзя же вручать каждый год «Оскары» Мартину Скорсезе просто потому, что он – Скорсезе и на голову выше всех своих коллег по режиссёрской части.

И всё же… Совокупные семь «Оскаров» «Гравитации» – явный перебор со стороны киноакадемии. Понятно, что золотых статуэток фильму было не миновать в технических номинациях, но награда за лучшую музыку, которую в ленте просто не замечаешь, это уже из разряда той самой научной фантастики, к коей и принадлежит эта странная история о затерянных в космосе Сандре Баллок и Джордже Клуни. Любой мало-мальски сведущий человек вам укажет: всё, что вы видите в «Гравитации», не более чем плод изощрённой фантазии сценаристов и режиссёра.

А вот бесспорное решение киноакадемии – «Оскар» лучшему иноязычному фильму, который получила картина итальянца Паоло Соррентино «Великая красота», заставляющая вспомнить традиции гениального Федерико Феллини в изображении современной жизни богемы.

Впрочем, были на церемонии и свои награды «за выслугу лет» и почётные призы. Их обладателями стали Стив Мартин, Анджела Лэнсбери, Паоло Този и Анджелина Джоли. Имена двух участников из этой четвёрки известны нашим любителям кино.

В общем, произошедшее лишний раз доказывает очевидную истину: церемония вручения премии «Оскар» не более чем внутренние разборки самолюбивого Голливуда. А то, что весь мир приучен за этим следить, всего лишь эффективный пиар.

Сергей Ильченко
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+11
Облачно