Мнения и комментарии

Фильм «2012» как программирование будущего

22 декабря

В России в широком прокате идет новый голливудский фильм-катастрофа «2012». Режиссер фантастического триллера Роланд Эммерих уже знаком российским зрителям по таким кинохитам девяностых, как «День независимости» и «Годзилла». На сей раз один из ведущих инженеров фабрики грез замахнулся на экранизацию… конца света, который, согласно предсказаниям индейцев майя, должен наступить в 2012 году. Что это – предчувствие близящегося светопреставления, стремление сделать кассу на мрачных пророчествах или конструирование социальной реальности?

Известно, что одна из миссий фабрики грез – распространение по миру западных идей, ценностей и моделей поведения. Поэтому с голливудского конвейера не раз сходила продукция, нацеленная на программирование будущего, в том числе геополитического. Возьмем для примера творение того же Роланда Эммериха 1996 года – «День независимости». То было время, когда Вашингтон после победы в холодной войне возомнил себя суперменом, способным в одиночку решить все мировые проблемы. Незамысловатый сюжет «Дня независимости» отразил эти триумфаторские настроения: на планету нападают коварные инопланетяне, талантливому американскому программисту и бесстрашному летчику-асу удается проникнуть на базу пришельцев и заразить их компьютерную сеть смертоносным вирусом, после чего армия США довершает разгром космического врага. Такой вот хеппи-энд в духе однополярного мира! Но, что интересно, эти фантастические события вскоре отчасти повторились в реальности. Так, 11 сентября 2001 года Штаты атаковали «пришельцы» (представители чуждой Западу мусульманской цивилизации), американские «программисты» от спецслужб попытались взломать вражескую сеть («Аль-Каиду»), после чего в Афганистан и Ирак были направлены американские войска. Вот только чаемого хеппи-энда не произошло – Америка в неудачной битве с исламскими «инопланетянами» растеряла имидж спасителя человечества и надорвалась экономически.

К чести Эммериха надо признать, что в своей новой картине он полностью учел изменившиеся геополитические реалии. В апокалипсическом мире «2012» Америка уже предстает в качестве «первой среди равных». Да, именно США играют в фильме лидирующую роль в международной операции по спасению человечества, но другие страны также вносят свою лепту. Скажем, о предстоящем конце света первым (если не считать индейцев майя) узнает астрофизик из Индии, которая недавно стала глобальной «силиконовой долиной». Именно он предупреждает мир о том, что всплеск солнечной активности к 2012 году разогреет ядро Земли, из-за чего произойдет смещение материковых плит и даже смена полюсов планеты. Все страны и континенты смоет волна разрушительного цунами, и несчастному человечеству суждено погибнуть в новом Всемирном потопе. Вняв предсказаниям индийского ученого, мировое сообщество решает тайно создать несколько гигантских ковчегов для спасения цивилизации, причем строятся они на «фабрике XXI века» – в Китае. Эти спасательные работы финансируются в евро, что косвенно указывает на будущий крах доллара.
Любопытно, что на «ковчег спасения» президент США (пожилой афроамериканец, очень похожий на Барака Обаму!) в фильме не попадает, решая умереть вместе с простыми американцами. В последний раз в жизни выступая с обращением к нации, он со слезами на глазах признается, что спасти свой народ ему не удалось. А его слова: «Я последний президент Соединенных Штатов!» – невольно заставляют вспомнить известные пророчества американского ясновидящего Эдгара Кейси и болгарской прорицательницы Ванги о том, что последний лидер США будет 44-м по счету и чернокожим…

Но перейдем к главному вопросу: кто же те званые и избранные, которым суждено попасть на ковчеги? По какому критерию создатели фильма выдавали счастливые билеты в «дивный новый мир», который должен возникнуть после гибели старого?

Сам образ ковчега взят из Библии: именно так назывался гигантский корабль, который построил Ной по воле Всевышнего, чтобы пережить Всемирный потоп. Бог возложил на Ноя миссию по продолжению рода человеческого в награду за его праведность и смирение. А вот «мировое сообщество» в 2012 году продало билеты на ковчеги за 1 миллиард евро только «сильным мира сего», не отличающимся особой добродетельностью. На палубе гигантских лайнеров мы видим «всякой твари по паре» – финансистов, президентов ведущих держав, коронованных особ, немного военных и еще меньше ученых и инженеров. Всего спаслись примерно 400 тысяч человек, или каких-то 0,005 процента человечества! Только они узрели в конце фильма нарождающийся новый мир, очищенный от «лишнего» населения, экологически здоровый и богатый природными ресурсами.

Естественно, Роланд Эммерих прекрасно осознает, что нарисованный им образ будущего отдает фашизмом. Поэтому свое неудобоваримое блюдо он старательно сдабривает такими вкусностями, как трогательная история простой американской семьи, попавшей на один из ковчегов ценой невероятных приключений (это же все-таки Голливуд!). В картине также показываются терзания научного руководителя «проекта спасения» – обаятельного негра Адриана Хемсли, который гневно обличает свое руководство за заботу исключительно об «элитарных шкурах». Но вся эта сладкая приправа, призванная выжать слезу у сентиментального зрителя, не должна вводить его в заблуждение. Показательно, что даже положительные герои «2012», пережив конец света, начинают обустраивать свою личную жизнь и лепетать милую чепуху, не задумываясь, какая цена была заплачена за их спасение.

То есть в «дивном новом мире» Эммериха происходит описанное философом Николаем Бердяевым торжество горстки избранных, устроивших вакхическое пиршество на костях умерших предков. И неужели такой образ будущего может показаться нравственно притягательным? Впрочем, создатели «2012» вопросами морали особо не задаются. Их вердикт беспощаден: в грядущей кризисно-апокалипсической «заварухе» (потоп – это очевидная метафора наступившей «великой депрессии») спастись суждено только мировой элите. Нам же, простым смертным, остается лишь проститься с родными и близкими и молить Бога о прощении грехов.

В заключение хотелось бы несколько слов сказать о месте России в «мире 2012 года». Эммерих поиздевался над нами всласть, причем, увы, во многом заслуженно. Главный русский герой – недалекий, жадный и хамоватый олигарх Юра с двумя избалованными сынками и гламурной любовницей Барби. Этот персонаж кичится своим богатством, например, демонстрирует всем коллекцию спортивных автомобилей. В итоге Юра даже с дорогостоящим билетом на руках не попадает на борт ковчега, что говорит о нежелании мировой элиты пускать в свой клуб «зарвавшихся русских». Так, может, вместо стремления обзавестись билетом на западный «Титаник» (где нас никто не ждет) нам в кризисные времена лучше превратить свою страну в огромный ковчег, причем не для избранных, а для всех? Вот только наши элитарные «Юры» к созидательному труду, похоже, органически не способны…

Михаил Тюркин, обозреватель «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+12
Ясно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь