Общество

ФАРВАТЕР ЧЕРНЫХ АРХЕОЛОГОВ

20 май
ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН

На тускло поблескивающей под скупым северным солнцем зеленой волне Выборгского залива мерно покачивается старый водолазный вельбот. С черного лакового борта тянутся в пучину тросы и шланги, жужжит мотор легкой лебедки. И чей-то прогулочный катер обходит стороной по широкой дуге подпрыгивающие на острых гребешках зыби буйки... Привычная картина для этих мест! Где-то внизу, под тяжелым слоем почти непрозрачной воды, уже не первое столетие спит на илистом дне затонувший корабль. И каждый год с марта по ноябрь, как только позволяет погода, к месту его гибели выходят археологические экспедиции...
По правилам Российской академии наук, каждая экспедиция водолазов-археологов, опускающаяся в пучину в пределах территориальных вод нашего государства, обязана получить так называемый "Открытый лист" - документ, дающий право на проведение научных работ под водой. А права, как известно, должны быть сопряжены с обязанностями. В данном случае все представляющие историческую ценность объекты, которые удастся отыскать, являются достоянием державы. Их надлежит подробно описать и зарегистрировать. И те предметы, что удастся вытащить на поверхность, необходимо передавать на хранение в музеи, принадлежащие государству.
Согласно действующему законодательству, для проведения исследований могут использоваться суда только под российским флагом, а в составе экспедиций и экипажей судов могут быть только граждане Российской Федерации.
Таков закон. Но что-то нынче стало мало тех, кто тщательно соблюдает законы!.. Например, во время прошлогоднего изыскательского сезона получением для своих водолазов "Открытого листа" озаботилось только общество "Память Балтики", о котором мы уже писали на страницах нашей газеты. Другие экспедиции преспокойно обошлись без ненужной, с их точки зрения, формализации.
А что касается иностранцев в наших водах, так нам доводилось встречать под Выборгом и финских, и шведских, и немецких следопытов, и даже водолазов из солнечной Италии. Ни одна историческая реликвия, найденная зарубежными археологами, в российские музеи, естественно, не попала. А пересекла границу контрабандными путями, осев в частных коллекциях...

ПОТЕРЯННЫЕ НАХОДКИ

Как ни странно, примером небрежного отношения к собственной истории стали действующие на Балтике с 1994 года экспедиции Выборгского морского центра. Они проводились по заявкам Института истории материальной культуры РАН. И, следовательно, должны были не только иметь всю необходимую разрешительную документацию, но и своевременно отчитаться перед академией, передав в музеи все свои находки.
Несколько лет подряд экспедиция приглашала на борт своего корабля команду итальянских водолазов Орнальдо Пандольфи. Приглашала нелегально, так как не имела необходимых разрешений от военных властей пограничного округа на пребывание в нем иностранцев.
Эта экспедиция и по сей день работала бы на кораблях, погибших в Выборгском морском сражении, если бы погранокруг не организовал на водолазов самую настоящую облаву... Нетрудно догадаться, что ни один наш музей не смог пополнить свою коллекцию извлеченными из-под воды старинными вещами, найденными экспедицией совместно с итальянцами.
Что же касается раритетов, которые вывезены не были, то лишь с большой натяжкой их можно назвать готовыми к выставкам музейными экспонатами. Ни консервация находок, ни их описание так до конца и не проведены. Результаты многолетнего труда археологов пылятся в картонных коробках в подсобном помещении центра. Здесь находятся, например, фрагменты старинных бронзовых скоб, личные вещи шведских моряков, погибших в Выборгском бою, детали вооружения линейного корабля Hedvig Elisabeth Charlotta...
Впрочем, "Открытый лист" у экспедиции все-таки есть, но выписан он только в 2003 году...

ЦЕНА КОРАБЕЛЬНЫХ ТАЙН

Несколько лет подряд на Балтике работала нашумевшая киноэкспедиция "Тайны затонувших кораблей". Результатом ее деятельности стали многие километры видеопленки с ценнейшим в историческом отношении материалом. Но если бы эта экспедиция только снимала кино! Водолазы-операторы поднимали с морского дна раритеты, найденные на борту северогерманского судна "Архангел Рафаил", на шведской королевской шхуне "Аврора", на парусно-винтовом фрегате российского флота "Олег"...
Коллекция фарфора, которой позавидовал бы и Эрмитаж, корабельный колокол с редкой по красоте гравировкой, более двухсот предметов быта моряков... Это только то, что известно по материалам видеосъемки и публикациям в популярной прессе. Где они, найденные реликвии? В экспозициях государственных музеев мы их не видели.
Например, парусное судно "Архангел Рафаил" постройки конца ХVII века было обследовано весьма основательно. "Найденная на судне керамическая посуда, - пишет в журнале "Подводное обозрение" (№ 3-2003, стр. 66-73) А.В. Лукошков, - отнесена экспертами Государственного Эрмитажа к северогерманским образцам. В росписи одного из блюд наряду с изображением тюльпана фигурируют цифры 1699, что можно считать датой изготовления блюда".
Киноэкспедиция пошла на серьезное нарушение техники безопасности подводных работ - завершила свои "подводные исследования" коммерческими спусками любителей-аквалангистов на затонувшее судно. По нашим данным, за каждый спуск платят порядка 60-70 долларов. Однако пребывание на борту давно затонувшего деревянного корабля требует от водолаза немалой осторожности. Даже спуск под воду под руководством опытного инструктора нельзя считать абсолютно безопасным. Да и самому историческому памятнику, каковым является погибший корабль, любительские "экскурсии" отнюдь не идут на пользу.
По словам менеджера проекта "Тайны затонувших кораблей" Ильи Кочорова, "на "Архангеле Рафаиле" мы нашли много китайского фарфора. Ради интереса я зашел в антикварный магазин: оценщик, повертев тарелку, назначил цену 200 долларов... А вот если бы я объявил, что у меня есть уникальный фарфоровый сервиз, поднятый с корабля, что пролежал на дне Финского залива триста лет, то цена каждой тарелочки бы выросла в десятки раз, и коллекционеры со всего мира выстроились бы в очередь перед моим домом".
Отдают ли себе отчет руководители экспедиции в том, что нарушают закон? Думается, все-таки отдают. Иначе почему их экспедиционный катер РК-311 "Р-9148 ЛА" ходил в море с полностью закрашенными бортовыми номерами?..
Материальные свидетельства прошлого - достояние государства. Это положение несомненно для серьезного исследователя. Но до той поры, покуда само наше государство будет смотреть сквозь пальцы на деятельность "черных" археологов, сколько мы еще потеряем...
Светлана САМЧЕНКО
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.05
0.275 (0.3%)
Курс Евро
98.64
0.618 (0.63%)
Погода
Сегодня,
03 май
пятница
+11
Облачно
04 май
суббота
+4
Слабый дождь
05 май
воскресенье
+11
Слабый дождь