Город

Экспресс спустился на землю

27 февраля

О проекте надземного экспресса в городе говорят уже семь лет. Он должен был соединить юго-западную часть Петербурга с другими районами и узлами метро, конкретно пройти от Стрельны к железнодорожной станции Обухово, ответвляясь к «Балтийской жемчужине». Жители улиц, где планировалось построить эстакаду, по которой на уровне 3–4-го этажей с огромной скоростью летели бы вагоны, протестовали, но не могли остановить процесс. Строительство собирались начать в 2009–2010 годах, а завершить – в 2012 году. Остановил, а точнее, существенно изменил проект кризис.

По словам технического директора ОАО «Надземный экспресс» Андрея Козырева, первое принципиальное изменение – место прохождения трассы. С юго-запада города ее убрали полностью – по новому проекту линия соединит Московский вокзал и аэропорт Пулково. Как объясняет Козырев, от аэропорта Пулково до Дунайского проспекта построят новые пути. Затем по старым трамвайным рельсам трасса пройдет до Бухарестской улицы. Оттуда проследует до Московского вокзала, где и завершится.

Второе столь же принципиальное изменение идеи экспресса – он спустится на землю. Его можно называть «наземным экспрессом» или просто «скоростным трамваем», но Козырев считает, пусть это будет просто легкорельсовый скоростной транспорт. Скоростной экспресс собираются снять с эстакад. Но везде ли это будет возможно, ведь трасса, например, должна пересечь КАД и несколько напряженных проспектов? Наш собеседник поясняет, что, конечно, полностью от эстакад отказаться нельзя. Минимум в двух местах придется пересекать железнодорожные пути. А также входить в состав развязок через Пулковское и Московское шоссе. На части от Дунайского проспекта и дальше, где идет новое строительство, эстакады необходимы. Но если раньше на юго-западном направлении предполагалось 90 процентов трассы провести по эстакадам, то сейчас – значительно меньше.

Главное достоинство нового проекта – его цена. Если стоимость создания юго-западной надземки оценивалась в 38 миллиардов рублей, то сейчас посчитали, что прокладка линии от Пулково до Кубинской улицы обойдется в 1 миллиард рублей, до Бухарестской – еще в 3 миллиарда. Большая часть трассы пройдет по уже существующим трамвайным путям, так что строительство станет дешевле в несколько раз. Общая же длина проектируемой линии осталась почти такой же – 25–26 километров.

Но выдержат ли трамвайные рельсы, которые и без того во многих местах на ладан дышат, новые нагрузки? Конечно нет. Пути реконструируют с учетом конфигурации нового подвижного состава и больших скоростей. На участие в конкурсе по созданию легкорельсового скоростного экспресса, скорее всего, будут претендовать те же компании, что собирались бороться за право строительства надземного экспресса в прошлом году. С ними заново проводились переговоры, и никто от участия в конкурсе пока не отказался. Есть пять консорциумов-претендентов, в каждый из которых входят известные канадские, немецкие, итальянские, чешские, японские, российские – в том числе и петербургские – фирмы и банки. Конкурс городские власти постараются провести уже этой весной.

А вот подвижной состав, скорее всего, будет импортный. По словам Андрея Козырева, пока предложения отечественных предприятий не отвечают требованиям к современным системам легкорельсового транспорта.
Почему в качестве первоочередного выбрано направление на Пулково? Конечно, сейчас добираться туда неудобно, но все же не столь много людей летают самолетами, чтобы ради них прокладывать новую транспортную линию. Просто очень быстро развивается весь «пулковский кластер». За последние годы здесь построены десятки торговых и бизнес-центров, новые промышленные предприятия – и это только начало. Предполагается, что из самого Пулково до Дунайского проспекта поток пассажиров будет не очень интенсивным. Зато на участке от Дунайского до площади Восстания он возрастет в разы, обеспечив крупнейший жилой массив Петербурга скоростной связью с центром.

Строительство должно начаться в 2011 году – подпирают сроки сдачи нового терминала аэропорта Пулково, который в 2013 году должен вступить в строй. А вот строительство участка на юго-западе отложено на неопределенное время. С одной стороны – из-за дороговизны и отсутствия понимания жителей, с другой – решили сначала посмотреть, как покажет себя экспресс на пулковской линии, и тогда уже выбирать, какой вариант – эстакадный или наземный – лучше.

К слову, когда строительство экспресса в южной части города считалось решенным вопросом, его противники проводили многочисленные акции протеста, утверждая, что это повредит экологии, нарушит покой жильцов близлежащих к трассе домов. Сейчас наблюдается обратная картина: люди расстроились, что по-прежнему будут висеть на подножках общественного транспорта или стоять в автомобильных пробках. Андрей Козырев на это философски замечает, что в наших горожанах силен дух противоречия: ах, не хотят власти строить новую ветку – тогда она нам просто необходима. Тем более что нынешняя зима показала: общественный транспорт в экстремальных условиях, при снежных заносах более эффективен, чем личный.

Марина Володина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
91.78
0.234 (-0.25%)
Курс Евро
98.03
0.692 (-0.71%)
Погода
Сегодня,
02 май
четверг
+11
Облачно
03 май
пятница
+5
04 май
суббота
+9
Слабый дождь