Мнения и комментарии

Два с половиной смешка

29 августа

Вот мы и дождались наглядного результата издевательства современных ремесленников от кинематографа над классикой отечественного кино. И если первые попытки «переделок» фильмов Рязанова ещё можно было хотя бы как-то оправдать с точки зрения сюжета или переноса его в современные бытовые реалии, то история с «творением» Максима Воронкова, лукаво названным «Кавказская пленница!», кажется не столько абсурдной, сколько провальной и издевательской. Попытка воспроизвести на экране практически один в один искромётную эксцентрическую комедию Гайдая обернулась полным фиаско и по смыслу, и по содержанию.

Смех, как известно, категория весьма зависящая от времени и эпохи, во время которой он раздаётся. Сам Леонид Иович сталкивался с этой проблемой в собственном творчестве. Но он старался найти комизм реальности там, где эта самая реальность была слишком подконтрольной, чтобы оказаться юморопродуктивной. И только на излёте советской эпохи Гайдай вновь вырвался на оперативный простор киноэксцентрики. Нынче у нас вся эксцентрика ушла в проекты вроде Comedy Club и их экранные производные. И приобрела скорее вербальные, чем визуальные формы. Я уже не говорю о социально-психологической подоплёке большинства шуток и гэгов комедий советских режиссёров-классиков – Гайдая, Рязанова, Данелии.

Случай с настоящей «Кавказской пленницей» вообще особый ещё и потому, что фильм подавляющему большинству населения нашей страны известен наизусть не только в части реплик и эпизодов, но и интонаций и жестов. А для того, чтобы их «переиграть», нужны либо свежие режиссёрские идеи и талант комедиографа, либо яркие актёрские индивидуальности. И назначая в новой версии соответствующих актёров на всем известные роли, господин Воронков изначально ставил их в неравное положение с предшественниками, подставляя под сравнения. Надо ли говорить, что большинству участников нынешнего варианта «Кавказской пленницы!» уровень Демьяненко, Мкртчяна, великой гайдаевской «троицы» мог только сниться.

Отдельный случай с Геннадием Викторовичем Хазановым. Я понимаю желание замечательного артиста сыграть яркую комедийную роль. В нынешнем фильме у него их целых две. Но никак не могу понять и отсутствие внутренней требовательности, и игнорирование этических моментов, когда при здравствующем ныне Владимире Этуше Хазанов взялся играть товарища Саахова. Тем более что в случае и с Хазановым, и с другими актёрами-неудачниками данного «проекта» намерение создать путём грима и компьютерными ухищрениями визуальную похожесть на персонажей прежней ленты на деле обернулось какой-то демонстрацией оживших масок, причём не самого лучшего исполнения. «Шоу оживших мертвецов» – приходит на ум определение жанра увиденного.

Что же касается фирменных гайдаевских трюков, то господин Воронков их, нисколько не стесняясь, откровенно позаимствовал у классика. Что с точки зрения авторского права называется просто – «плагиат». Своих идей у нынешнего создателя этой с позволения сказать «комедии» оказалось секунд на 40 экранного времени. Усилия съёмочной группы не пропали даром. За полтора часа просмотра я услышал в зрительном зале два с половиной смешка, скорее напоминающих сдержанное хихиканье подростков, прорвавшихся на сеанс категории «18+». Ещё более обидно было узнать, что «Кавказская пленница!» снята на деньги из государственного бюджета.

45 лет назад Леонид Гайдай снял кино, которое собирало в залах кинотеатров миллионы зрителей, смотревших его «Кавказскую пленницу» не по одному разу. Если версия Воронкова соберёт хотя бы несколько десятков тысяч зрителей, то это станет для данного фильма почти триумфом, для которого у картины нет никаких оснований.

Сергей Ильченко, доцент кафедры телерадиожурналистики факультета журналистики СПбГУ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.59
0.017 (0.02%)
Курс Евро
100.27
0.142 (-0.14%)
Погода
Сегодня,
28 мартa
четверг
+11
Облачно
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+10
Слабый дождь