Страна и мир

Дорога к отмене санкций

29 января

Россия, если очень постарается, сможет-таки упустить проект строительства скоростной железной дороги Пекин – Москва стоимостью 245 миллиардов долларов – если и дальше не будет проявлять к нему должного интереса. О подписанном в октябре прошлого года меморандуме между Россией и КНР и о недавнем подтверждении пекинским руководством (через агентство Блумберг) приверженности этому проекту никто из российских экспертов, политиков и политологов не сказал пока ни слова. 

Чем нас пугала давеча немецкий канцлер, на что намекал польский министр, какой ещё мусор собирают рейтинговые агентства – эти новости висят в топах российских порталов, их обсуждают все, от министров до маргиналов. О том же, что Китай предлагает нам построить за его счёт самую длинную в мире (7–8 тысяч километров) и самую современную скоростную железную дорогу, – об этом изредка сообщает разве что ведомственная газета «Гудок». 

Проекты такого масштаба вообще-то принято объявлять национальными, подразумевая, что ими занимается вся страна. В конце XIX века таким нацпроектом стало сооружение Транссиба, создавшее условия для нормального освоения и заселения Сибири и Дальнего Востока. Проект ВСМ (высокоскоростной магистрали) Пекин – Москва даст России толчок не менее мощный, чем Транссиб. Кроме того, первый забитый в шпалу новой дороги костыль (в переносном смысле) будет означать полный и окончательный конец европейских санкций. Европейцы постараются присоединиться к новой геополитической реальности – «железной оси» Москвы и Пекина, получить доступ к самой быстрой дороге между Атлантическим и Тихим океанами (недостающие участки не проблема), примазаться к заказам и подрядам. Поскольку и бизнес, и население всегда тянутся к хорошим дорогам, новая ВСМ создаст гигантскую зону экономической активности на всём своём протяжении в России, Казахстане и самом Китае.

У России сейчас трудно с деньгами, а потому китайская сторона берёт на себя или полное финансирование проекта (затраты ведь непременно окупятся), или ту часть, что пройдёт по Китаю и Казахстану до нашей границы, России же придётся доложить за свой участок – от Казахстана до нашей собственной будущей ВСМ Москва – Казань – 60 миллиардов долларов. Сколько при этом получат заказов наши предприятия, доступ к каким технологиям откроется – об этом можно только мечтать. 

Но вопреки всякой логике проект словно лежит под спудом. В этом можно отчасти винить пресловутых либералов-западников, которые хотят видеть Россию пристёгнутой только и исключительно к Европе, и отчасти всех нас. Что, конечно же, прекрасно видят китайские товарищи, у которых в запасе имеются и другие мегапроекты: строительство дублёра Панамского канала, инвестирование в Африку и даже освоение Луны. Словом, им есть куда потратить деньги. Они, конечно, всерьёз заинтересованы в строительстве ВСМ Пекин – Москва, но этот интерес должен быть как минимум взаимным. Так что не стоит скрывать свои чувства. 

 

Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.01
0.118 (-0.13%)
Курс Евро
98.72
0.011 (0.01%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+12
Ясно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь