Страна и мир

Долг платежом красен?

10 февраля


Имеет ли Россия право частично и временно отказаться от своих долговых обязательств перед Западом


Главная санкционная проблема для России – невозможность перекредитоваться. А наличие такой возможности – стандартное условие в любом бизнесе и государственных финансах. США с их только государственным долгом в 17–18 триллионов долларов без постоянного перекредитования (механизмы его самые разные) не проживут и часа. А вот Россия возможности кредитования в западных банках лишена.

На этом фоне в России уже звучат голоса, которые предлагают в качестве ближайшей ответной меры ввести мораторий на выплату внешних долгов. Оппоненты им возражают: платить нужно в срок и в полном объёме – иначе нам же будет хуже. Каковы же аргументы сторон?

То, о чём многие думали, но боялись сказать вслух, озвучил один из самых известных думских депутатов, член «Единой России» Евгений Фёдоров: Россия и российские компании имеют право в ответ на санкции заморозить выплату своих внешних долгов, в частности перенести сроки отдачи миллиардов долларов, которые предстоит вернуть кредиторам в нынешнем году.

– США и Евросоюз, введя экономические санкции, создали в России обстоятельства непреодолимой силы, – пояснил свою позицию Фёдоров. – К тому же теперь из-за роста курсов доллара и евро российским компаниям и банкам приходится отдавать вдвое больше денег в рублях, чтобы покрыть имеющиеся задолженности. Из-за санкций курс российской валюты испытал самое мощное падение после 1998 года, когда в стране был объявлен дефолт.

Но проблема, полагает депутат, не только в финансовых трудностях. По его мнению, мораторий – это законная ответная санкция в отношении «стран-агрессоров». Фёдоров считает, что России следует возобновить выплату долгов этим странам только после того, как будут сняты санкции против РФ.

Как рассказал автор проекта, свой законопроект он отправил в правительство.

И разумеется, Евгений Фёдоров не «один в поле воин». Например, и профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики РАН Алексей Портанский считает, что заморозка возврата внешних долгов возможна:

– Так, например, поступали Малайзия и страны Юго-Восточной Азии в период экономических трудностей. Решение принималось на уровне правительства. То есть мы не станем первопроходцами в данном случае. Понятно, что у кредиторов это решение не вызовет восторга. Но их реакцию можно сгладить, если будут представлены весомые аргументы в пользу такого решения (проблемы с бюджетом, платёжным балансом, санкции) и определён реальный срок возврата долгов.

А профессор Российского экономического университета имени Плеханова Константин Андрианов считает, что необходимость заморозки внешних заимствований Россией назрела уже давно.

Аналогичного мнения придерживается управляющий партнёр аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова, которая полагает, что заморозка выплат по внешним кредитам может считаться ответными санкциями РФ по отношению к странам Запада, которые к тому же помогут сохранению валютных средств для страны в сложный экономический период.

И наконец, экономисты Saxo Bank в декабре минувшего года пришли к выводу, что дефолт российских компаний по внешним займам в условиях резкого ослабления рубля – критически необходимая нашей стране мера в 2015 году.

Можно привести похожие мнения ещё десятков экономистов, но необходимости в этом нет, потому что их аргументы в целом совпадают.

А что же оппоненты?..

Перенос срока выплаты долгов до отмены санкций или хотя бы на некое определённое время – мера заманчивая. 130 миллиардов, которые предстоит отдать в этом году, очень бы пригодились нашей экономике в нынешнем. Но за такое удовольствие, по мнению другой группы экономистов, и заплатить придётся дорого.

В частности, об этом «НВ» сказала кандидат экономических наук доцент СПбГУ Ольга Трофименко, по мнению которой, даже временный дефолт приведёт к удорожанию российских заимствований за рубежом впоследствии.

Развёрнутый комментарий на этот счёт дала директор центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева:

– Ситуация не настолько тяжёлая, чтобы не платить по долгам. У нас не так велик внешний долг компаний и совсем маленький суверенный долг, чтобы решать проблему таким путём. Все дефолты оборачиваются крайне болезненными последствиями в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Поэтому дефолт – это не самая хорошая идея. И даже сами призывы к этому очень опасны. Они провоцируют рейтинговые агентства понижать рейтинги России, что может привести к новой распродаже российских активов.

Не менее категорична Елена Лысенкова, старший аналитик банка «Глобэкс»:

– Учитывая, что и компании, и государство имеют средства для погашения краткосрочного долга, такой шаг был бы губительным для репутации страны. Он на долгий срок изолировал бы российский бизнес от иностранного капитала, не только западного, но и азиатского. Россия же продолжает позиционировать себя как государство, открытое для инвестиционного сотрудничества с другими странами

И наконец, есть эксперты, которые пытаются найти золотую середину. Так, экономист группы Citi по России и СНГ Екатерина Власова считает, что в случае дефолта по внешнему корпоративному долгу российские компании полностью потеряют доступ к международным рынкам капитала, что негативно скажется на их инвестиционной активности. Однако, по её мнению, такой вариант развития событий крайне маловероятен. Ведь около 70 процентов внешнего долга – долги экспортёров, которые получают выручку в долларах и таким образом захеджированы от валютных рисков. Второй фактор, который снижает риск дефолта, – наличие существенной подушки безопасности в виде Фонда национального благосостояния. Даже если российские компании столкнутся с существенными финансовыми трудностями, средств ФНБ достаточно, чтобы покрыть все выплаты по корпоративному долгу до конца 2015 года.

А Евгений Надоршин, главный экономист АФК «Система», считает:

– Дефолты некоторых компаний – вполне нормальная вещь в условиях рецессии. Однако рассматривать глобальный дефолт как единственный выход из ситуации я бы не стал. В моём понимании 2015 год будет достаточно мягким в плане выплат внешнего долга. Что касается 2016-го, там надо смотреть графики выплат и источники внешних ресурсов. У Центробанка достаточный запас резервов, которых с учётом поступлений валюты по текущим операциям и резервов, уже сформированных корпоративным сектором, может хватить на выплаты по долгам до 2018 года даже при закрытых внешних рынках.

– В последнее время всё чаще звучит мнение о пользе заморозки выплат в иностранной валюте зарубежным кредиторам, – отмечает Елена Хромова, партнёр группы «Юникон». – В краткосрочной перспективе, конечно, такие меры могут существенно снизить давление на рубль. Однако эти действия в итоге приведут к практически полному прекращению доступа российских компаний к зарубежным, не только западным, финансовым рынкам за счёт снижения странового, а за ним и корпоративных рейтингов и критического роста стоимости заимствований. Поэтому такие шаги эффективны только в драматической ситуации, когда и без них уже нечего будет терять. В случае продолжения курса на экономическую изоляцию решение о дефолтах также видится логичным.

Владимир Владимиров. Фо­то Павла Смертина / ТАСС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.29
0.04 (0.04%)
Курс Евро
99.56
0.196 (0.2%)
Погода
Сегодня,
24 апреля
среда
+6
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+11
Облачно