Общество

ЧТО ЖДЕТ ШКОЛА ОТ ВЛАСТИ

10 июня
Но есть ли у современной школы условия и возможности выполнить все обязательства, возложенные на нее государством и обществом? И какие обязательства перед педагогами несет власть? Что сегодня нужно сделать, чтобы решить самые злободневные проблемы образовательных учреждений? Признаться, учителей редко об этом спрашивают. Может быть, боятся услышать не очень приятные вещи. Как правило, представители власти встречаются с педагогами лишь на торжественных мероприятиях вроде Дня учителя или награждения победителей профессиональных конкурсов. В праздничной обстановке говорить о наболевшем не принято, и чиновники чувствуют себя в безопасности. А о проблемах российские педагоги говорят либо на внутренних совещаниях, либо на митингах, куда официальные лица попасть не стремятся.
Собственно, уже поэтому круглый стол "Роль учителя в современном обществе", состоявшийся в полномочном представительстве президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, можно назвать событием неординарным. На встречу, организованную при участии "Учительской газеты", были приглашены победители региональных конкурсов "Учитель года России-2003" и суперфиналисты всероссийского конкурса. Валентина Матвиенко предложила педагогам и директорам школ обсудить наиболее актуальные проблемы современной школы.
Если честно, я ожидала, что речь пойдет прежде всего о неприлично низкой зарплате педагога. Но оказалось, что у самоотверженных учителей на первом месте по значимости стоят другие вопросы. Заместитель директора Пряжинской средней школы (Республика Карелия) Татьяна Сеппянен подняла проблему сельских школ. По мнению педагога, существуют ситуации, когда школу нужно закрыть, чтобы родители не оставались в "пьяном" поселке, а увезли детей, чтобы дать им образование. Но порой решение о закрытии принимается вынужденно, просто потому, что нет средств даже по льготным тарифам оплатить электроэнергию. А иногда в штат так называемой малой школы невозможно взять водителя, потому что по документам 1971 года такое образовательное учреждение может иметь возчика, если есть гужевой транспорт.
В то же время бездумно закрывать школы тоже нельзя. Сейчас регион столкнулся с весьма существенной проблемой: нехваткой детских садов. Несколько лет назад всех очень беспокоили пустующие помещения дошкольных учреждений. Сегодня многие из них уже заняты другими организациями, а в стране между тем неожиданно выросла рождаемость. Результат: детских садов катастрофически не хватает, на места в ясли уже очереди, а на новые здания, разумеется, средств нет. Поэтому педагоги считают своим долгом предупредить: ни в коем случае нельзя так же торопиться теперь со школами. Даже если кажется, что первоклассников нынче не очень много.
Педагоги много говорили о безопасности детей. Сегодня, увы, школьники каждый день подвергаются риску. Учителей из Псковской области всерьез тревожит состояние автобусов, на которых подвозят школьников. А выступление учителя русского языка и литературы Виталия Широтова из Республики Коми напомнило всем о трагедиях, которые произошли одна за другой в Дагестане и Якутии. "Вся сельская школа - деревянная, и проводка не менялась 30-40 лет. Необходима программа по замене электропроводки и крыш. С отоплением мы как-то справляемся". В то же время директоров школ пугает объявленная после пожаров повсеместная комплексная проверка: денег на устранение неполадок, как всегда, не дадут, а школу закроют. Валентина Матвиенко обещала поговорить с губернаторами о выделении необходимых средств: "Но мы не можем рисковать, если есть даже малейшая опасность". Кстати, о плачевном состоянии зданий говорили многие. И эта проблема актуальна не только для сельских учебных заведений. "Иные питерские школы не лучше деревянных", - признают директора наших школ.
Но иногда от общения педагогов с полномочным представителем президента складывалось странное впечатление - Матвиенко то и дело повторяла: "Такого указа нет... И закона такого нет... Этого никто не запрещал...". Дело в том, что местные чиновники нередко очень по-своему, точнее, в свою пользу трактуют нормы и правила, убедительно объясняя школам, на что они не имеют права. Например, в администрации одного из районов Псковской области учителей заверили, что ссуды на жилье полагаются исключительно государственным служащим. То есть самим чиновникам. Между тем вопрос о жилье сегодня один из самых сложных. С учительской зарплаты накопить на квартиру или домик невозможно, кредит в банке, имея доход 70 долларов в месяц, тоже вряд ли получишь. По мнению педагогов, спасением для учительских семей стали бы беспроцентные ссуды на длительный срок. Валентина Матвиенко считает, что эту проблему нужно будет решать вместе с губернаторами.
Зарплата бюджетников вырастет осенью на 33 процента. Но... в реальных цифрах доход педагогов увеличится рублей на триста (ставка учителя 11-го разряда немногим превышает 1000 рублей). "Может быть, слово Валентины Ивановны прозвучит более весомо, и наконец удастся добиться выполнения закона "Об образовании", по которому зарплата учителя должна быть не меньше, чем средняя в промышленности", - делились педагоги своими надеждами перед встречей. Сегодня в петербургских школах 2000 вакансий. Выпускники Педагогического университета не приходят работать или, получив первую зарплату, увольняются. Может быть, имеет смысл давать молодым специалистам более высокий разряд, который они смогут подтвердить в течение двух лет? В некоторых регионах такой опыт уже есть.
Вопрос, в котором полномочный представитель президента обещала разобраться детально, - создание образовательных комплексов. "Отношение к этой идее не однозначное. Пока образовательный комплекс не входит ни в один реестр специальностей и учреждений. И мы можем оставить людей без социальной защиты, без выслуги лет".
Валентина Матвиенко предложила петербургским учителям встретиться еще раз - после ее разговора с руководителями системы образования. Возможно, тогда прозвучат уже конкретные предложения по решению наболевших проблем.
P. S. Накануне этой встречи в редакции раздался звонок. Звонили учителя одной из петербургских гимназий: их коллега оказался в беде. Учитель географии, 29 лет, а дальше - трудновыговариваемый диагноз и цена за жизнь, вычисленная по страшной формуле, где стоимость лекарств умножается на длительный курс лечения. Его родители влезли в долги и уже продали мебель. Первые два месяца продержались, а теперь...
Если честно, я не очень верила в свою затею. Знала, что желающих пообщаться с полномочным представителем президента после официальной встречи будет много. И догадывалась про ее жесткое расписание. И еще боялась, что, даже выслушав, Валентина Ивановна, как часто делают это многие чиновники, пообещает "передать вопрос по инстанциям".
Реакция оказалась иной: "Мы обязательно поможем, не расстраивайтесь так". И уже вечером помощник Валентины Матвиенко позвонил учителю домой. На следующее утро из аппарата полпреда позвонили и в редакцию, отчитались, что вопрос взят под контроль и сейчас разрабатываются механизмы финансирования лечения.
Шекия АБДУЛЛАЕВА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
+1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+8
Сильный дождь