Планета

«Чехов для нас – почти как Шекспир»

12 мартa

В России недавно более или менее пышно отпраздновали 150-летие Антона Павловича Чехова и благополучно о нем забыли. А в Великобритании юбилейная дата стала лишь отправной точкой масштабной кампании, которую развернули крупнейшие английские режиссеры, актеры и драматурги.

В «чеховскую инициативную группу» вошли драматурги Дэвид Хэйр и Том Стоппард, писатели Майкл Фрейн и Уильям Бойд, а также актеры Ральф Файнс, Мириам Марголис, Майкл Пеннингтон и Саймон Рассел Бил. Звезд английской культуры беспокоит судьба погибающего Дома-музея Чехова в Ялте. Поскольку дом-музей русского писателя сегодня находится на украинской земле, то он волею судьбы оказался как бы вне правового поля. Дача Чехова финансируется не из общегосударственного бюджета Украины, а из бюджета Крыма. И этих денег, увы, не хватает даже на зарплату сотрудникам музея. Со своей стороны, украинские власти, испытывающие острый дефицит средств, вовсе не горят желанием финансировать память о великом русском писателе. А российские власти не могут действовать на чужой территории. В результате, по оценкам специалистов, дом медленно ветшает и разваливается. Правда, среди предвыборных обещаний Виктора Януковича было и выделение средств на восстановление ялтинской дачи классика. Но поскольку еще до выборов он назвал Чехова «великим украинским поэтом», сомнительно, чтобы Янукович вспомнил о своих обещаниях, вступив в должность.

Инициатором кампании по сбору средств для спасения Дома-музея Чехова в Ялте стала известный британский славист и переводчик, профессор Розамунд Бартлетт. Ее усилиями была создана Yalta Chekhov Campaign – организация, инициировавшая сбор денег для ялтинского дома-музея. Небольшие суммы на эти цели приходят от частных лиц со всего мира уже несколько месяцев, а о проблемах дома-музея пишут все крупнейшие британские газеты. Первой крупной акцией стал «Юбилей для Антона Чехова» – недельный театральный фестиваль, прошедший в престижнейшем Хэмстед-театре при полном аншлаге. Знаменитые британские театральные актеры, гонорары которых доходят до сотен тысяч фунтов в месяц, играли в новых интерпретациях чеховских произведений бесплатно – все сборы пошли в пользу ялтинской дачи.
Розамунд БАРТЛЕТТ рассказала читателям «НВ» о причинах интереса культурной общественности своей страны к памяти российского писателя.

– Как вы узнали о проблемах Дома-музея Чехова в Ялте?
– Несколько лет назад я начала работать над биографией Чехова и решила построить свою книгу на отношениях Чехова с пейзажем, с местностью, где он жил и работал. И, естественно, захотела посетить его дачу в Ялте. В 2003 году я провела там очень интересное время и познакомилась с директором дома-музея Аллой Головачевой. Уже тогда у них возникли проблемы с финансированием. При этом Путин и Кучма посещали дачу Чехова, оставили в книге посетителей похвальные отзывы, но не пожертвовали на ее содержание ни копейки. Предыдущий директор музея сам вынужден был выполнять даже роль охранника. Когда я приехала в Ялту в следующий раз в 2007 году, половина музея уже была просто закрыта. В его стенах обнаружили грибок и другие ужасные проблемы. Алла Головачева рассказывала, что, несмотря на все ее обращения и в Киев, и в Москву, никто не захотел помочь музею писателя. Я решила, что все-таки это очень важное место не только для русских, но и для всех в мире, кто любит Чехова. Я считала, что кто-то должен помочь, что-то нужно делать. И почему не я?

– Довольно странно, что в вопросе спасения достояния Чехова вы нашли поддержку у англичан, в то время как власти России и Украины к этой проблеме равнодушны.

– Мы, англичане, любим Чехова, он для нас – почти как Шекспир. Еще мы – очень консервативный народ, может быть, слишком консервативный. Поэтому у нас есть Национальный траст, который занимается старинными зданиями, есть жесткие правила сохранения культурных ценностей. Мы понимаем, что значит этот дом, почему его важно сохранить. И вот эта база культурных ценностей, на мой взгляд, находится под угрозой в России. Я не могу понять, почему в России никто не хочет помочь на официальном уровне. Я, например, занимаюсь Серебряным веком и точно знаю, что тогда в России были меценаты с совестью. А сейчас, мне кажется, у многих русских олигархов больше интереса к футбольным и баскетбольным клубам, чем к сохранению культурных ценностей. Немного жаль, потому что это – копейки по сравнению с другими их расходами.

– А известно, какая сумма нужна для ремонта дома-музея в Ялте?

– К сожалению, точно этого не знает никто – даже для составления сметы расходов у музея сегодня нет денег. Мы хотели собрать 100 тысяч евро для самого первоочередного, неотложного ремонта. Но тут нужна не только разовая помощь, но и постоянная финансовая поддержка.

– В Лондоне довольно много богатых русских, которые как раз известны тем, что они делают жесты в сторону России, выкупают культурные ценности и прочее. Пытался ли ваш фонд заручиться их поддержкой?

– На мой взгляд, это довольно трудно. Богатые русские люди здесь наверняка получают множество писем и просьб. Я специально написала письмо об этом доме в газету Financial Times в надежде привлечь внимание какого-нибудь русского олигарха. И действительно, сын магната Александра Лебедева Евгений пришел на один из наших спектаклей в Хэмстед-театр. А в последний вечер фестиваля нам стало известно, что он и его отец обещают пожертвовать в пользу дома Чехова сумму, равную общей выручке от спектаклей. Получается, что с их помощью мы уже собрали 60 тысяч фунтов. Но, по-моему, Лебедевы пока единственные, кто хочет помогать. Мы продолжаем кампанию и готовим в мае поездку в Ялту, цель которой – не только показать чеховские места английским поклонникам писателя, но также собрать дополнительные пожертвования для сохранения Белой дачи.

Анна Черниговская, корреспондент «НВ» в Лондоне
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-1
20 апреля
суббота
+1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь