Общество

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ! ИЛИ БОГАТЫ

05 май
"Тварь я дрожащая, или право имею?!" - увы, над этой раскольниковской дилеммой должен сейчас задумываться практически каждый, кто попадает на экстренную госпитализацию в НИИ скорой помощи на Будапештской, 3. Но беда в том, что то состояние, в котором пребывает обычно доставленный в больницу "неотложкой", отнюдь не способствует размышлениям о своих правах...

В таком состоянии, далеком от подобных раздумий, пребывал поздним вечером 9 января и корреспондент "НВ", автор этих строк, экстренно госпитализированный в НИИ скорой помощи с подозрением на острый панкреатит. "Кирпич" в желудке, буквально пригибающий тебя к земле и отзывающийся приступом дикой боли при каждом шаге, не слишком-то способствует подобным размышлениям.
Наутро, внимательно осмотрев меня и сверившись с данными предварительного обследования, произведенного вечером в приемном покое, лечащий врач участливо сообщил, что проблемы со здоровьем у меня действительно весьма серьезны, но можно ограничиться консервативным лечением.
- Правда, - тут врач, пронзив меня самым сочувствующим взглядом, сделал поистине мхатовскую паузу, - за это придется заплатить. Немного - тысяч десять-двенадцать.
Всколыхнувшееся было в моем сознании воспоминание о том, что я являюсь владельцем полиса обязательного медицинского страхования, по которому и должно оплачиваться лечение больных, поступивших по "скорой", тут же было мощно подавлено зашевелившимся в желудке "кирпичом". И вскоре в кассу НИИ скорой помощи имени Джанелидзе моя жена внесла 10 тысяч рублей без 33 копеек.
В тот же день, когда жена наведалась к заветному окошечку, где "сумма прописью", а "подпись разборчиво", на мою тумбочку уже водрузили большущую коробку с самыми разнообразными медикаментами. А потом в течение пяти дней усиленно вводили их в организм болящего посредством шприцов и капельниц. И уже денька через четыре "кирпич" в желудке благополучно рассосался и душа упрямо запросилась на выписку.
Воспрянувшее с отступлением боли гражданско-правовое сознание уже позволяло задаться, наконец, вопросами: "А почему так много?" и "На что же тогда полис обязательного медстрахования?"
Ответы на них я получил, обратившись с соответствующим заявлением в свою страховую компанию и приложив к нему ксерокопии договора на оказание платных услуг с НИИ скорой помощи им. Джанелидзе и выписного эпикриза.
В ответном письме было указано, что в результате медико-экономической экспертизы, проведенной страховой компанией, "подтвердились факты неправомерно понесенных расходов застрахованного на оплату... лекарственных препаратов, входящих в "Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств" на общую сумму 6967,67 рубля". Каковая сумма и была возвращена вскоре через то же самое кассовое окошечко, через которое за два месяца до того была незаконно взята у моей жены.

Комментарии

Вылечили, и ладно...



За разъяснениями мы обратились в Территориальный фонд ОМС (ТФ ОМС) Петербурга.
Как выяснилось из разговора с начальником Отдела по работе с гражданами ТФ ОМС, врачом и юристом Геннадием Лопатенковым, проблема поборов в госмедучреждениях несколько сложнее, чем это видится с больничной койки. И если не рассматривать криминальный вариант (когда деньги пациента, минуя кассу, перекочевывают прямиком в карман врача), то проблемы эти вызваны хроническим и весьма существенным недофинансированием.
Конечно, ныне его масштабы уже не столь плачевны, как в 1990-е. Но по данным ТФ ОМС Петербурга, в связи с дефицитом финансирования Территориальной программы госгарантий обеспечения граждан бесплатной медпомощью 2,5 миллиарда рублей государственные медучреждения города в прошлом году опять недополучили. И если скрупулезно подсчитать, сколько денег официально, через кассы, эти госмедучреждения взяли в том же году с населения в качестве оплаты лечения, обследований и изделий медицинского назначения (подлежащих, согласно Конституции, бесплатному предоставлению), то примерно те же 2,5-3 миллиарда и выйдет.
При этом, на взгляд Геннадия Лопатенкова, было бы неверным обвинять врачей в том, что деньги, полученные по договорам, они берут из шкурных интересов. Ведь тот же НИИ имени Джанелидзе, уже давно ставший признанным городским лидером по суммам, заработанным на платных услугах, а также по количеству жалоб из-за этого от населения (за один только прошлый год - почти четверть всех жалоб по городу!), является также общепризнанным лидером и по качеству оказанных медицинских услуг в области неотложной хирургии. А как оказать эти самые качественные услуги, если все сейчас стоит денег, причем немалых, а дефицит бюджетного финансирования за один только прошлый год составил в НИИ скорой помощи около 200 миллионов рублей? И на что в таком случае прикажете им лечить самых сложных пациентов, если страховая компания заплатит за это по полису ОМС тысяч сорок-пятьдесят?
Почему не больше? А потому, что, по результатам опросов ВЦИОМ, 47 процентов работающих петербуржцев получили в прошлом году зарплату по "серым" и "черным" схемам, не уплатив с них ни страховых взносов, ни налогов, из которых и формируются средства для ОМС. И это означает, что и в текущем году только по этой причине в медучреждения города недопоступит около 5 миллиардов рублей!
Разумеется, если бы у нас действовала общепринятая в мире практика оплаты лечения самых тяжелых больных, то оно финансировалось бы не из средств ОМС, а из бюджета - по специальной целевой программе. Но пока этого нет, пока налоговая дисциплина и тарифная политика в области ОМС оставляют желать лучшего, медикам НИИ и приходится восполнять недостатки госфинансирования из кармана пусть и доставленных "по скорой", но относительно легких больных. Таким образом, принуждая нас к социальной солидарности по отношению к тем, за чье лечение здоровые налогоплательщики и бюджет недоплачивают.
Ну что ж, если государство не обеспечивает ключевое конституционное право своих граждан, то они вынуждены делать это сами. Тем более что, по данным ТФ ОМС Петербурга, из 2,5 миллиарда рублей, взятых с горожан в прошлом году за медицинские услуги, как минимум 70 процентов были взяты в результате их открытого понуждения к оплате положенных по полису услуг. А это около 1,75 миллиарда рублей. Однако возвращено из них неправомерно обобранным пациентам всего лишь около 1,5 миллиона.
Почему так получается? Ведь, как рассказывает начальник Отдела по работе с гражданами ТФ ОМС Петербурга, Петербург - пока единственный субъект Федерации, где удалось создать четкий механизм возврата неправомерно полученных денег через страховые компании.
- Несмотря на широкую разъяснительную кампанию, на повсеместное распространение листовок и буклетов с телефонами доверия, из всего огромного количества вынужденных платить за "бесплатную медпомощь" с жалобами на это в свои страховые компании обратились лишь около 1,5 тысячи человек, - говорит Геннадий Лопатенков. - Это или просто социально активные люди, или те, кто вынужден был занимать деньги на свое лечение. Большинство же, к сожалению, слишком инертны, считают, что вылечили, и ладно.

Что делать?

Платите - потом разберетесь



Можно, конечно, сразу же, как только в больнице у вас попросили подписать договор об оказании платных услуг, вынуть из кармана свой страховой полис, позвонить с мобильника по указанному в нем телефону в свою компанию и поделиться с ее экспертами своими сомнениями. Однако опыт показывает, что так сможет поступить разве что весьма отчаянный человек, ведь каждый при этом ясно сознает, что врачу, встретившемуся со столь негативной реакцией с вашей стороны, потом еще предстоит вас лечить, а то еще, не дай бог, и оперировать.
Потому, как советуют в ТФ ОМС, логичнее всего заплатить, а по окончании лечения обратиться в свою страховую компанию с соответствующим заявлением, приложив к нему ксерокопии договора с чеком на оплату и выписного эпикриза. Помните только, что это необходимо сделать не позднее чем в трехмесячный срок после выписки. Страховая компания обязана будет в течение месяца провести медико-экономическую экспертизу вашего случая и компенсировать вам неправомерно понесенные расходы - или сама, или обязав сделать это больницу.
Но все это касается только тех случаев, когда вы вносили плату официально, через кассу, и у вас есть подтверждающие это документы. Если же речь заходит о том, чтобы внести деньги непосредственно в карман врача, то потом доказать что-либо будет очень трудно. Поэтому в ТФ ОМС советуют в таких случаях набраться мужества, ответить отказом и звонить в свою страховую компанию сразу же, не откладывая.


Телефоны доверия

635-55-77 (горячая линия комитета по здравоохранению по денежным поборам в медучреждениях)
571-45-04 (круглосуточные претензии к работе скорой помощи)
703-73-01 (претензии к работе страховых компаний ОМС).
Александр СЕЛИЦКИЙ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.29
0.04 (0.04%)
Курс Евро
99.56
0.196 (0.2%)
Погода
Сегодня,
23 апреля
вторник
+3
Слабый дождь
24 апреля
среда
+6
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь